22 Июль, 2004
news » Архив » 2004 год » Как спастись от гипноза в глухом лесу
С 3 по 11 июля в районе южно-сахалинского грязевого вулкана прошла смена детского лагеря «Школа спасателей». Накануне ее закрытия в лагере побывал наш внештатный корреспондент. Пока мы добрались до пе­ревала, окончательно стем­нело. Здесь — одна из точек, откуда можно увидеть Южно-Сахалинск как на ладони. Но если днем город напоминает вытянутое серое пятно в пе­лене дыма и пыли, то теперь он превращается в россыпь мерцающих огней.— Как живой организм, -говорит мой спутник.«А мы, как две клетки, блуждающие в русле немыс­лимого круга кровообращения, — додумываю я. — Впи­тываем тишину, силу, пони­мание, чтобы со всем этим вернуться к сердцу монстра, запутавшегося в дымно-пыль­ной сети». В лесу за перевалом нас ожи­дают еще около тридцати та­ких же бродяг, среди которых 20 детей.

 

Цель нынешней шко­лы спасателей — научить ма­леньких горожан жизни в лесу. В прежние годы занятия школы проходили на озере Тунайча и у подножия горы Вайда. Особенность нынешней смены в том, что ее в основ­ном организовали ребята, по­лучившие навыки выживания и спасения людей в лаге­рях прошлых лет. За это время бывшие школьники успели стать студентами, а некоторые — еще и аттестованными вне­штатными сотрудниками Са­халинского поисково-спасательного отряда (СПСО). Идея создания школы при­надлежит Вячеславу Козлову, социальный статус которого я всегда затруднялась опреде­лить. Педагог? Спасатель? Наверное, просто человек, которому все это нужно. Нуж­но, чтобы кто-то приносил впрокопченные легкие города живое дыхание... С этим человеком в кро­мешной тьме пробираемся по лесу к палаточному лагерю. Дети уже спят после бурного дня, у костра нас встречает «самая взрослая из здешних взрослых» сотрудница ПСО Галина Чиба. От нее узнаем, что сегодня юным спасателям пришлось подняться рано. Тщетно пытаюсь представить, что где-то рядом в темноте тихонько аккумулируется все это ог­ромное количество «атомной» детской энергии, но у меня ничего не получается. Утро начинается с потрескивания дров в кострах и позвякивания котелков — в каж­дом из трех отрядов лагеря го­товят завтрак. Теперь можно подробнее рассмотреть базу юных спасателей: три защи­щенные тентами кухни, склад и около десятка жилых пала­ток разбросаны среди деревь­ев, образуя небольшое посе­ление. Есть даже биотуалет, походная душевая кабинка иводопровод-шланг, по кото­рому вода из речки подается к лагерю. По вечерам стоянка освещается с помощью элек­трогенератора. На натянутой веревке прищепками закреп­лен лист ватмана, на котором неизвестные художники запе­чатлели события вчерашнего дня. Под одним из деревьев нахожу кастрюлю с подсыха­ющими глиняными фигурка­ми - диковинными животны­ми, кувшинчиками, листика­ми и цветами вот шарик с надписью «Пусть всегда будет Земля». В каждой из фигурок - отверстие, чтобы после обжи­га их можно было нанизывать как бусы. В программу школы вошли не только специальные заня­тия. Как рассказала педагог Валентина Мезенцева, она рискнула на несколько дней выехать в лагерь вместе с по­луторагодовалым ребенком и провела занятия по лепке из глины (этот материал брали прямо из жерла грязевого вул­кана) и фитографике. Мое внимание привлекает рисунок в альбоме одного из мальчишек. На нем изображе­но существо непонятного происхождения с плавниками и мохнатой головой.

- Это пучам, — поясняет Саша. — Он может жить и в воде, и в лесу, и под землей. Когда группа туристов на мар­шруте, пучам идет следом, и, если замыкающий обернется, это существо парали­зует его взглядом. Человек ос­тается стоять на месте. Так пучам может по очереди па­рализовать всю группу.

«Страшилки», неизменно сопровождающие группы во время выходов за пределы го­рода, всегда казались мне про­сто забавой. А тут вдруг поду­малось, что заложенные в них абстракции могут вско­лыхнуть более глубокие слои сознания и помочь усвоить некие полезные тонкости по­ведения.

Что за сила парализует нас и выводит из равновесия, ког­да мы оказываемся один на один с дикой природой? А может, с этой силой все-таки можно договориться? Поче­му кого-то экстремальные ситуации делают сильнее и собраннее, а кого-то лома­ют, лишая элементарного здравомыслия? По словам Саши, пучам не способен парализовать и сбить с пути того, кто хорошо относится к природе». Как это — хоро­шо, наверное, можно по­нять, только пообщавшись со стихиями. Мы ошибаемся, когда говорим, что человек способен разрушать «хрупкую природу». От этого мы только сами становимся хрупкими в руках силы, которую не удо­сужились постичь и найти ее продолжение в себе самих.

Вряд ли дети выстраивают все эти сложные ментальные конструкции. Они просто бо­лее открыты, и новые знания,

ощущения и навыки впитыва­ют легко и непринужденно.

— А в реальной ситуации сможете спасти человека, пострадавшего в катастрофе? — задаю вопрос девочке с ок­рашенными в розовый цвет
волосами. Думаю, что сможем, — серьезно   отвечает Женя. И очень компетентно объясня­ет мне, в какой последова­тельности необходимо оказы­вать первую медицинскую по­мощь и какие меры лучше не принимать, пока человек не попадет в руки врачей. Даже не верится, что Женя до шко­лы спасателей никогда не была в походах.

Координатор этого проек­та студентка филиала Даль­невосточной государственной академии экономики и управ­ления Анастасия Халиулова на мой вопрос, что тут творилось в течение недели, с жаром стала рассказывать о конкурсах и состязаниях, спектакле театра теней и экс­курсии по лесу. Так что мне самой пришлось завести раз­говор о том, что как-никак подходит к концу ее первая серьезная работа.

— Да, проект обществен­ных организаций «Школа спа­сателей» и «Клуб «Бумеранг» выиграл грант в конкурсе «Мы и наш город», проведен­ном администрацией Южно-Сахалинска. На выделенные средства мы закупили необхо­димое снаряжение и оборудо­вание». По словам Насти, не все задуманное удалось реали­зовать. Так, некоторые заня­тия, например по стрельбе из лука, пришлось отменить, потому что нужные специа­листы не смогли выехать в лагерь. В следующем году мы продумаем все задолго до на­чала смены, говорит Настя. Она верит в свою маленькую команду — молодую и весе­лую, но пока неопытную в оргвопросах.

К тому времени, когда я собралась покинуть лагерь, здесь начинают потихоньку закипать заключительные со­бытия — ребятню готовят кторжественному посвящению в спасатели. И конечно, стар­шие вновь придумывают им испытания. Как раз сейчас решается, кто из взрослых будет прятаться под низко натянутым тентом и создавать препятствия юным спасате­лям; кому придется стоять на «пне доверия»; кому прово­дить тренинг по размещению десяти человек на одном квад­ратном метре; из каких инг­редиентов будет состоять ри­туальная спасательская каша.

Когда все это происходит, я уже топаю по заброшенной железнодорожной ветке к станции Новодеревенская, сливаюсь с толпой дачников в пригородном поезде и нако­нец ступаю по асфальтирован­ным артериям существа по имени Южно-Сахалинск. Что-то внутри меня тихонько на­чинает вибрировать — навер­ное, наспех упакованная ти­шина содрогается от звучащей вокруг речи.

— Ну, в общем, я «бабки» поделю, и с концами, — го­ворит прохожий пластиковой
трубке. А я влюблен в дефолт и инфляцию, — признается на
всю улицу пьяный мужчина.

«Ничего, мы разбавим эту отраву», — думаю я о людях за перевалом, которые вольются завтра в эти зашлакован­ные русла с новыми знания­ми, новыми впечатлениями, новыми силами и, главное, готовые спасать.

Е. Шерешевская

Все права сохранены  ©  Клуб Бумеранг

Перепубликация материалов, возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!

http://boomerangclub.ru/news/a-44.html