ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С МОРСКИМИ ПТИЦАМИ

Учебная программа для учащихся 4-6 классов подготовлена Службой Рыбы и Дичи США.

 

 

1. Пойдём наблюдать птиц

Порядок проведения занятия:

1.Распределите роли между вашими учениками согласно списку действующих лиц в «Пойдем наблюдать птиц». Каждый должен будет говорить слова написанные в скобках каждый раз, когда придет его очередь.

Список действующих лиц:

Фотограф-натуралист (улыбнитесь!, щелк!)

Моевки (моевка, моевка)

Волны (подражает шуму волн)

Тупики (молча машут руками очень быстро, как тупики крылышками)

Ворон (кру, кру-у)

Кайры (кайра, кайра)

Ветер (подражают шуму ветра)

Гуано (фу-у!, зажимая нос)

2. Прочитайте вслух рассказ на следующей странице, останавливаясь, чтобы произносить все звуки согласно распределению ролей.

 

ПОЙДЕМ НАБЛЮДАТЬ ПТИЦ

Одним летним днем мой друг и я собрались встать очень рано и отправиться смотреть птиц в местную колонию морских птиц.....(название) возле  .....(название деревни или города). Мой друг решил стать фоторграфом-натуралистом (улыбнитесь! щелк!). На рассвете - честно говоря, это было скорее 10 часов утра - мы отправились. Когда мы подошли ближе к месту нашего назначения мы услышали голоса моевок (моевка, моевка). Небольшая стайка моевок (моевка моевка) летела в нашу сторону, громко перекликаясь между собой. По мере того как мы подходили к морю, ветер усиливался. Он дул нам прямо в лицо и был очень освежающим, не считая того, что он нес с собой рыбный запах гуано (фу-у!). Мы поняли, что приближаемся к большой колонии морских птиц! Гуано (фу-у!) пахло очень сильно, но мы знали также, что это очень хорошее удобрение для прилежащих морских вод.

Мы медленно вскарабкались на вершину обрыва, держась на безопасном расстоянии от самого края. Внизу мы увидели волны (...). с шумом разбивающиеся о камни. Мы нашли удобное и надежное место, где можно было сесть, и мой друг фотограф-натуралист (улыбнитесь! щелк) приготовил свой фотоаппарат. Слева от нас находилась целая группа кайр (кайра, кайра), мимо пролетел большой черный ворон (кру, кру-у), планируя на ветру (...). Ворон (кру, кру-у) - один из немногих хищников, который может добраться до птиц, гнездящихся на скалистых обрывах. Ворон(кру, кру-у) подыскивал себе что-нибудь на обед. Перепуганные кайры(кайра. кайра} слетали вниз с карниза и кружились над волнами (...). Сегодня ворону не повезло: никаких яиц он не добыл.

Вдруг мой друг, фотограф-натуралист (улыбнитесь! щелк!) очень оживился. Он заметил, что в нашу сторону летел тупик. Я просто не мог удержаться от смеха, глядя на эти коротенькие толстые крылышки и короткое толстое тельце. Этот тупик (...)отчаянно махал крыльями и был похож скорее на летающую картофелину, нежели на птицу. Но мой друг сказал мне, что у тупиков(...) крылья такие короткие, потому что они приспособлены, чтобы летать также и под водой, когда догоняют и ловят рыбу. Я был поражен. Представляете, тупика (...), летающего под волнами(...)?!

Мой друг фотограф-натуралист^..) был очень рад. что ему удалось сделать несколько удачных снимков тупика(...). когда ни приземлялся неподалеку от нас на скале. На самом деле он сделал уже несколько снимков, что у него почти кончилась пленка, так что в копне мы просто лежали на спине в траве и глядели в небо. Ветер(...) по-прежнему обдувал мам лица, и мы по-прежнему чувствовали запах гуано (фу-у!). по верьте или нет, мы даже привыкли к этому запаху. Мы смотрели на небо, которое постепенно окрашивалось в розовые и золотые тона от лучей заходящего солнца. Еще одна стайка моевок(моевка, моевка) пролетела нал нами, и мы помахали им на прощанье. Мы провели такой чудесный день с морскими птицами!

вверх

 

2. Игра в определение морских птиц

ЗАДАЧА:

Закрепить полученные знания и навыки определения морских птиц.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Морские птицы не похожи на птиц, живущих на земле. Их клювы, туловища и окраска приспособлены к тому, чтобы жить в трех стихиях в воде, воздухе и на земле.

Некоторые морские птицы летают под водой также хорошо, как и в воздухе. Это значит, что их туловище должно иметь обтекаемую форму и вместе с тем быть достаточно компактным, чтобы поддерживать температуру тела в холодном океане. Они должны уметь ловить свою скользкую еду в море и летом уметь переносить ее на много километров, чтобы накормить своих голодных птенцов.

Все эти приспособления отразились на форме тела морских птиц. Рассматривая и раскрашивая изображения морских птиц ученики начнут различать эти адаптации, а также научатся определять различные виды морских птиц. Эти картинки они смогут использовать, играя в игру «определение морских птиц», условия которой описаны ниже, или в качестве

иллюстрации к сочинению, если они захотят написать рассказ о морских птицах.

Это занятие хорошо проводить для повторения и углубления материала после того, как ученики уже познакомились с морскими птицами. Для зимних наблюдений важно помнить, что некоторые определительные признаки морских птиц характерны только для летнего периода (как например, большой как у попугая и яркий клюв, или кисточки на голове у тупиков), и служат для привлечения партнера для спаривания. Чтобы узнать, какие морские птицы встречаются в вашем районе посмотрите на карты ареалов, приведенные в красной брошюре «Путеводитель по морским птицам Аляски».

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Набор раскрасок с морскими птицами для каждого ученика и образцы для раскрашивания (образец 1 и образец 2).

 

полярная крачка     ипатка     моевка     кайра

 

тихоокеанский чистик     белобрюшка     берингов баклан     топорик

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Попросите учеников раскрасить морских птиц используя правильные цвета, показанные на образцах. Укажите и обсудите отличительные черты каждого вида. Раскрашенные картинки ученики могут сшить вместе в брошюру и использовать их для определения птиц во время посещения колонии. Любая из раскрашенных картинок может быть использована также в качестве иллюстрации к рассказам о морских птицах, написанным учениками.

2. Для игры в определение морских птиц, нам понадобится по два изображения каждого вида морской птицы. Можно начать с 3 - 4-х обычных видов и постепенно добавлять виды по мере того, как участники будут лучше узнавать материал. Используйте картинки, раскрашенные учениками, или сделайте свои собственные. Обратите внимание, чтобы название вида не было на той же стороне, что и рисунок.

3. Разбейте учеников на две команды и постройте их в две шеренги друг напротив друга на расстоянии 5 метров. Разложите рисунки по два каждого вида в ряд на пол между двумя командами. Рисунки должны быть хорошо видны каждому из участников. У каждого игрока команды должен быть свой порядковый номер, и команды должны быть построй и так, чтобы игроки с одинаковыми номерами были друг напротив друга.

4. Когда команды готовы, назовите один in пилон изображенных на картинках, лежащих на полу и затем назовите номер игрока. (Чтобы увеличить элемент неожиданности, называйте номера не по порядку) Например: «Топорок, номер три». Номер лучше называть после того, как назовете вид, чтобы все думали, как правильно ответить па вопрос, а не только тот ученик, чей номер был назван.

5. Как только произнесли «три», оба игрока должны как можно скорее найти и поднять

картинку с изображением топорка. Потом оба игрока возвращаются на свое место. Команда должна подтвердить выбор своего игрока. Если же команда не согласна, то номер «три» может вернуться и поднять еще одну карточку. Каждый удачно ответивший игрок приносит своей команде одно очко. Поскольку на полу разложено по два изображения каждого вида, то в каждый заход обе команды могут получить по одному очку.

6. Для повторения можно использовать также характеристики или факты из жизни некоторых видов, например: «Морская птица с большим оранжевым клювом, желтоватыми кисточками на голове, которая гнездится в норах» (Топорок); «Девяносто семь процентов мировой популяции этого вида морской птицы гнездится на острове Св.Георгия на Прибыловых островах» (Красноногая говорушка); «Эта морская птица издает тонкий свист и внутренняя поверхность ее рта красного цвета» (Тихоокеанский чистик); «Эта морская птица гнездится большими густо населенными группами на карнизах обрывов и не строит гнезд» (Тонкоклювая кайра); «В некоторых районах Аляски этот вид называют морским попугаем» (Ипатка); «Эта морская птица питается зоопланктоном, который он собирает в свой открытый рот, плавая под водой с помощью крыльев» (Белобрюшка); «Эта морская птица ловит под водой мелкую рыбешку плавая с помощью своих лап. Перья ее не обладают водонепроницаемостью, и поэтому ей приходится развешивать их, чтобы высушить» (Берингов баклан); «Эта птица мигрирует дальше всех по сравнению с другими видами, улетая на зиму за 11.000 миль в Антарктику» (Полярная крачка).

Можно использовать также названия птиц на языке коренных жителей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Если это возможно, посетите колонию морских птиц. Возьмите с собой бинокли и определители. Запишите и зарисуйте свои наблюдения, используя Список морских птиц включенный в материалы этого занятия. Список составлен таким образом, чтобы помочь ученикам наблюдать птиц и записывать их определительные признаки включая размеры, форму клюва, крыла, хвоста, место расположения гнезда, окраску и способ добывания корма. Записи удобно вносить в определительную таблицу.

вверх

 

 

3. Цепь питания (карточная игра)

ЗАДАЧА:

Разъяснить ученикам цепи питания и всю сеть кормовых взаимоотношения между организмами в море, используя для этого карточную игру, в которой надо собрать цепи питания, включающие морских птиц.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Жизнь в море (или на суше) - это мир, в котором живые организмы или сами едят, или оказываются съеденными.

Организмы, которых едят, - это жертвы, а те, которые едят, - хищники. Цепь питания - это простой способ показать, кто кого ест, и как передается энергия от солнца, через растения животным.

Все цепи питания начинаются с солнца. Растения обладают способностью использовать энергию солнца с помощью фотосинтеза, преобразуя ее в химическую энергию и запасая ее в виде питательных веществ. Поскольку растения могут производить свои собственные питательные вещества, они называются первичными продуцентами. В океане первичные продуценты это

одноклеточные растения, которые называются фитопланктон (включает диатомовые и динофлагелатовые водоросли).

Животные, которые едят растения, называются первичными консументами (потребителями). В океане первичные консументы - это в основном крошечные животные организмы, мелкие ракообразные (криль и веслоногие ракообразные) и амфиподы, называемые зоопланкотон. Вторичные консументы - это те, которые едят первичных консументов. Некоторые морские птицы питаются непосредственно зоопланктоном и таким образом относятся ко вторичным консументам. Многие виды рыб также являются вторичными консументами. Морские же птицы, которые едят эту рыбу - как баклан, например,- уже являются консументами третьего порядка или третичными консументами.

Редуценты завершают все цепи питания. Это организмы которые разлагают растительное и животное вещество и возвращают питательные вещества в экосистему.

Каждый вид морских птиц питается лишь небольшим числом видов-жертв. Так цепь питания для баклана может выглядеть следующим образом: солнце -фитопланктон - зоопланктон - кремериевые (мойва, минтай/сайда) - баклан -серокрылая чайка - черви и бактерии. Баклан не ест непосредственно зоопланктон, который слишком для него мал, и не ест других птиц. Чайки же могут поедать яйца и птенцов наряду с рыбой и моллюсками. Люди также являются частью морской цепи питания, когда они едят мидий, крабов, рыбу или яйца морских птиц. Сочетание цепей питания образует сеть пищевых связей или паутину трофических отношений. Сеть пищевых связей для морской среды обитания описана в разделе «Предварительная информация для учителей».

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- Колоды из 60 карт с компонентами цепей питания для каждой группы из 3-4 учеников.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Используя предлагаемые шаблоны, сделайте набор из 60 карт. Надо сделать по две копии каждого шаблона для каждого набора. Приклейте карточки к плотной бумаге, если можно, закатайте их в пластик для прочности. У каждой группы игроков должен быть набор из 60 карт.

2. Разбейте учеников на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает колоду из 60 карт. Один из играющих раздает по 5 карт каждому из игроков, включая себя, и кладет оставшиеся карты в центре лицевой стороной вниз.

3. Сдающий берет верхнюю карту из колоды в центре. Он должен сбросить взятую карту или одну из тех, что у него на руках, положив ее лицом вверх.

4. Следующий игрок может взять верхнюю снесенную карту или верхнюю карту из колоды. Он также должен снести одну из своих карт.

5. Если игрок возьмет из колоды «смертельную» карту (крысу), он должен тут же объявить что в его колонию пробрались крысы и до конца этого кона он уже в игре не участвует, а просто сидит. Если кому-нибудь из игроков «крыса» досталась при сдаче, он может никому не говоря сбросить ее и продолжать

играть.

6. Игра продолжается до тех пор, пока у кто-нибудь не объявит, что у него на руках карты, составляющие цепь питания. На каждой карте написано, чем питается тот или иной вид. Чтобы составить правдоподобную цепь питания следует сверяться с этим списком. Каждая цепь питания должна включать солнце, первичного продуцента (фитопланктон), вторичного продуцента (зоопланктон), вторичного консумента (сельдь, мойва, минтай, кальмар, белобрюшка, большая конюга или конюга-крошка) и консумента третьего порядка (тонкоклювая кайр, ипатка, толстоклювая кайра, баклан, топорок, глупыш, человек, серокрылая чайка, ворон, лисица или белоголовый орлан). Обратите внимание, что единственный вид птицы, который питается другими птицами - это серокрылая чайка. Ни одна другая морская птица не ест других морских птиц. Если кто-либо из игроков объявляет, что он выиграл, а цепь питания, которую он составил выглядит неправдоподобно, то в качестве штрафа он пропускает два следующих хода. Если же цепь питания выглядит правильно, то он объявляется выигравшим, и дожидается, когда игра будет закончена.

7. Игра продолжается до тех пор пока второй третий и четвертый игроки не составят свои цепи питания.

8. В конце игры ученики могут соединить свои цепи питания в общую сеть трофических связей.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Обсудите взаимоотношения хищник - жертва в цепях питания. Что происходит, когда популяция хищника или жертвы увеличивается или наоборот уменьшается? (Морские птицы могут покинуть свои гнезда или погибнуть от голода, если численность видов-жертв слишком низка.)

2. Обсудите конкуренцию за источники питания. Все ли морские птицы конкурируют за один и тот же вид пищи? (Нет. Различные виды владеют различными способами добывания корма. Некоторые собирают корм с поверхности, некоторые ныряют на большую глубину, некоторые едят зоопланктон, некоторые едят различные виды рыб.) Какие другие виды животных конкурируют с морскими птицами за корм?

3. Люди являются непростой частью практически всех морских цепей питания. Мы добываем из моря многие продукты питания. Каким образом мы можем составить конкуренцию морским птицам? Конкурируем ли мы также и с другими животными?

 

        

 

вверх

 

 

4. Место обитания. Игра в салочки.

ЗАДАЧИ:

Во процессе подвижной игры ученики усвоят, что животным в том числе и морским птицам необходимы еда, чистая вода, укрытие и пространство для выживания, а также узнают о том, какое люди воздействуют на диких животных и их местообитания.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Любому живому существу необходимы определенный вид и количество пищи, воды, а также укрытие и пространство в подходящем месте (местообитании). Все вместе это называется необходимые условия обитания. Различные виды птиц и животных живут в различных местообитаниях, так как им требуются различные условия обитания. Море обеспечивает все необходимые условия обитания для морских птиц в зимний период. Летом в период гнездования морским птицам необходимо укрытие на суше, обычно это защищенные отвесные скалы на побережье, где они выводят своих птенцов.

Согласно условиям этой игры, каждая птица, чтобы выжить, должна найти необходимые ей условия обитания. Хищники добывают пищу ловя (саля) свою жертву. Количество животных, которые могут выжить, определяется компонентом местообитания которого меньше всего (которого не хватает), такой компонент местообитания называется ограничивающим фактором. Люди могут воздействовать на доступные местообитания различными способами. Они могут разрушить источники питания и воды, занести болезни и паразитов, разрушить укрытия, истощить запасы рыбы, а также внедрить (случайно или специально) новых хищников, как например, крыс или лис.

Самая страшная угроза для морских птиц это не разлив нефти, а проникновение крыс на острова, где птицы гнездятся. Крысы не относятся к местным видам на Аляске, и поэтому у морских птиц нет естественного способа защиты от этого высоко эффективного хищника. Крысы могут попасть на остров с лодок или барж, или с кораблей, севших на мель. Крысы могут полностью уничтожить колонию морских птиц, поскольку их размеры и проворство позволяют им пробраться всюду где только гнездятся морские птицы. Некоторые морские колонии до сих пор пустуют после того, как туда в 1930-х годах выпустили другого хищника - лисицу(песца) - рассчитывая впоследствии добывать их капканами на пушнину.

Многие сообщества коренных жителей выработали обычаи и правила поведения, чтобы обеспечить сохранность важных для них ресурсов. В наше время мы принимаем законы, охраняющие местообитания, правила, регулирующие охоту и рыболовство, а также осуществляем регулирование численности хищников, чтобы предотвратить разрушение местообитания и переэксплуатуцию популяций диких животных. Одно из наших требований к местообитанию - это чтобы дикие животные в них продолжали благополучно существовать.

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

-  карточки с надписями «еда» и «вода» (по одной на каждого ученика и несколько запасных)

-  «места» для укрытия/гнездования (обозначьте на полу, приклеив крест накрест бумажную ленту, или используйте квадратные коврики или бумажные тарелки)

-  желательно, но не обязательно раздать игрокам метки или безрукавки, чтобы можно было их различать.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ:

1. Разложите карточки «еда» с одной стороны комнаты, а карточки «вода» - с другой. Расположите несколько «мест» на игровой территории, которые будут служить укрытием (местом гнездования), и на которых ученики смогут стоять. Некоторые из них обозначьте как укрытие для хищника.

2. Объясните, что каждому животному (включая птиц и рыб), чтобы выжить необходима еда, вода и укрытие (место, где спрятаться). Цель игры - добыть

«еду» и «воду» и успеть добраться до укрытия, так, чтобы не поймал хищник. Хищники добывают еду если осалят жертву. Хищник должен добыть метку (карточку) «вода», осалить жертву и вернуться в свое укрытие (укрытие для хищника). «Место» может занимать только один человек в раз. Если у жертвы нет «еды» и «воды», то она может находиться в укрытии только до счета «десять». Если у жертвы есть «еда» и «вода», она может заместить жертву только с одной карточкой (или «вода» или «еда»). Хищники не могут трогать жертв, когда те стоят в укрытиях.

3. Выберите нескольких учеников, чтобы они были хищниками. Остальные пусть будут жертвами. Возможные варианты комбинации хищник/жертва -песцы/говор ушки или тупики/минтай. В начале расставьте жертв на одной стороне комнаты/двора, а хищников на другой. После команды «Начали!» играйте в течение 3-5 минут.

4. В конце кона (раунда) остановите игру и обсудите, что произошло. Объясните, что для морских птиц открытое море служит «укрытием», в особенности зимой. Те жертвы, которым удалось добыть «еду» и «воду» и добраться до укрытия, выживают. Жертвы, которым выжить не удалось, превращаются в хищников. Те, кто были хищниками с самого начала, становятся жертвами.

5. Сыграйте еще несколько конов, добавляя различные изменения. Так можно изменять расстояние между «укрытиями», ограничить число карточек «еда» и «вода», или число играющих, или изменить соотношение хищников и жертв. Ученики узнают таким образом, значение расположения элементов местообитания, и также, что ресурс, которого мало (недостаточно), будь то вода, еда или укрытие, ограничивает число выживающих животных (лимитирующий фактор).

6. После того как ученики поиграют в эту игру с разным числом хищников, количеством «еды», «воды» и укрытий, предложите им новый вид хищника -«суперхищника» - песцов или крыс. Крысы могут ловить жертв даже, когда те находятся в укрытиях, и столько, сколько хотят. Они также могут ловить хищников. Каждый, кого поймала крыса, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда жертв уже больше не осталось. Что происходит, когда крыс (или других суперхищников) завозят в колонию морских птиц? Как можно предотвратить проникновение крыс в колонии морских птиц? (См. «Ты это можешь!», о том как осуществить идеи учеников и местах где они живут).

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Введите в игру новый элемент - людей. Люди и могут ловить хищников или жертв, при том столько сколько им захочется. Каждый, кого поймали люди, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда жертв больше не осталось. Что происходит, когда люди вылавливают слишком много жертв и хищников? Какими еще способами люди могу! наноси п. вред местообитаниям морских

птиц? (Нефтяные разливы, пластмассовый мусор и другие виды загрязнения, перевылов рыбы и т.п.) Спросите учеников, как можно сделать так, чтобы несмотря на участие людей, игра не заканчивалась. Можно предложить новые правила, по которым людям можно ловить только ограниченное число хищников и жертв. Можно также ограничить продолжительность участия людей в игре, скажем, не больше 30 секунд в кон. Это будет аналогично принятию законов об охране местообитаний, регулированию охоты и рыболовства, принятию квот добычи. Эти правила выработаны таким образом, чтобы люди не разрушили слишком много местообитаний или не добывали слишком много животных. Традиционные (коренные) культуры также соблюдают правила, которые защищают ресурсы дикой природы: так например, яйца морских птиц разрешается собирать только в самом начале сезона, чтобы птица смогла успешно снести еще одну кладку. Есть ли какие-либо подобные правила в вашем сообществе? Какие можно было бы принять правила, чтобы защитить морских птиц?

вверх

 

 

5. Построй колонию

ЗАДАЧА:

Построить модель колонии морских птиц, используя свои знания о морских птицах и особенностях их гнездования.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Представьте себе, что вы морская птица. Какое бы вы выбрали место, чтобы отложить свое яйцо? Строительство колонии собственными руками в классе делает концепцию колонии морских птиц в буквальном смысле осязаемым явлением для учеников. Это практическое занятие в классе может занять несколько дней. Некоторые из учеников возможно видели колонию морских птиц только на фотографии. Правда многие Аляскинские школьники с побережья могли видеть колонии морских птиц где-нибудь по соседству. Сооружение птичьего базара переносит и тех и других непосредственно в ту жизненные ситуацию, которая позволяют дюжине различных видов морских птиц жить вместе в наилучших для них условиях.

Колонии морских птиц сложны и динамичны. Каждый вид занимает в сообществе свою особою нишу. По месту, где птица гнездится в колонии, можно определить ее вид, а также понять важные черты ее экологии (образа жизни). Схему устройства типичной колонии морских птиц со всеми ее «микрорайонами» можно найти в «Предварительной информации для учителей» и в красной брошюре «Путеводитель по морским птицам».

Устройство колонии также показано на плакате, включенном в пакет информации.

Некоторые птицы строят гнезда, чтобы обеспечить своим яйцам теплое и надежное укрытие. Моевки, говорушки и бакланы строят свои гнезда из палочек/веток, травы и глины. Некоторые же виды, как например, чайки и кайры, откладывают свои яйца прямо на голую землю. Другие забираются внутрь обрыва и откладывают свои яйца на почву внутри нор (топорок) или в скальные расщелины (чистики, ипатка, конюги). Строя модель колонии, особое внимание обратите на создание отчетливой ниши для каждого из представленных видов.

Некоторые виды могут выводить по несколько птенцов ежегодно. Чайки и бакланы часто откладывают по три яйца. Однако многие виды - кайры, тупики и чистики - могут откладывать лишь по одному яйцу в год. (Иногда кайры откладывают еще одно яйцо, если человек или хищник забрали первое яйцо сразу после того, как оно было отложено.) Это означает, что очень важно, чтобы мы делали все возможное чтобы помочь птицам вырастить как можно больше их птенцов каждый год. О том, что можно сделать, смотрите раздел «Это вы можете».

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- плотные листы бумаги

- краски,

- фломастеры (маркеры)

- клей

- бичовка (веревка)

- папье-маше

- справочный материал.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ :

1. Предложите группе рассмотреть картинку с изображением колонии морских птиц. Исследуйте индивидуальные особенности колоний. Где гнездится каждый вид? Что собой представляет эта часть колонии?

2. Дайте задание группам учеников изучить и сделать макеты отдельных видов птиц: тупиков, кайр, моевок и говорушек. Разработайте план с вашими учениками, как построить макет обрыва. Можно использовать следующие подсобные материалы: рыболовную сеть, колючую проволоку, стулья, парты, плотную бумагу, папье-маше и т.п. Поддержите планы, в которых предлагаемый птичий базар обладает тремя измерениями. Возможно, потребуется помощь, чтобы обеспечить опорный каркас для обрыва. Пусть дети сделают макеты птиц или их профили из бумаги. Хорошо, если будет достаточно много птиц, чтобы изобразить настоящую колонию.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Посетите настоящую колонию морских птиц и обсудите, какие черты, присущие настоящей колонии не отражены в вашем макете. Несомненно среди них будут запах, шум и гуано. Какие из этих элементов могут быть сколько-нибудь удовлетворительно показаны в вашем школьном макете? Можете ли вы во время вашего посещения записать звуки, издаваемые в колонии морских птиц? Обратите внимание на различия в особенностях гнездования различных видов. Кто где гнездится, и почему?

2. Некоторые из видов морских птиц, встречающихся на Аляске, нельзя встретить в колониях. Выясните, какие это виды, и в чем особенности их гнездования.

вверх

 

 

6. Эстафета с яйцами кайр

ЗАДАЧА:

Ученики узнают о гнездовых особенностях кайр, уникальности их яиц, а также узнают с какими трудностями сталкиваются птицы, когда выращивают своих птенцов. Занятие состоит из двух частей: делания яиц из папье-маше и активной игры-эстафеты.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

На роль кайр следует выбрать смелых и сильных учеников. Смелых, потому что кайры откладывают свое единственное яйцо прямо на скальный карниз (или на голую землю, если на их острове нет наземных хищников) и не строят никакого гнезда. Их яйцо могло бы скатиться с карниза прямо на скалы внизу, если бы не его форма и физические свойства. Яйца кайр большие и имеют форму груши, узкие с одного конца и широкие с другого. Такая форма заставляет яйцо катиться по кругу маленького радиуса и не скатываться вниз через край карниза.

Кайры насиживают свое яйцо держа его сверху на лапах у живота под нависающей кожной складкой покрытой перьями. Пока один из родителей

держащихся за руки моевок только, если их станет меньше четырех. В этом случае лисица может поймать только одну моевку за раз.

1. В самом начале игры скажите моевкам, чтобы они нашли место для своего яйца, и рукой покажите им, что это может быть весь спортивный зал.

2. В конце первого двух минутного раунда посчитайте сколько яиц добыла лисица и сколько выжило моевок. ( Если гнезда моевок были разбросаны далеко друг от друга, большинство яиц скорее всего было добыто.) Обсудите результаты. Просто ли было лисице добывать моевок и их яйца? Почему? Как они могут лучше себя защитить? Посоветуйте ученикам придумать стратегию для защиты и безопасности, как например, расположение гнезд близко друг к другу как в колонии.

3. Сыграйте еще один раунд так, чтобы моевки гнездились вместе в колонии. В конце раунда обсудите различия между вторым и первым раундами. Удалось ли выжить большему числу птиц и яиц? Обсудите примеры настоящего колониального гнездования морских птиц. Какие еще особенности гнездования помогают морским птицам защититься от хищников? (устройство гнезд на отвесных скалах, на островах и в глубоких норах). Что ограничивало рост популяции лисицы?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Во время похода (экскурсии) в колонию морских птиц постарайтесь найти следы присутствия хищников (помет, норы, скорлупу яиц, остатки птиц: крылья, перья и т.п.). Выберите и отметьте палочками участок вдоль границы колонии или вдоль кромки обрыва длиной примерно 50 метров. Регулярно с равными промежутками (каждый день или раз в неделю) собирайте скорлупу яиц на вашем пробном участке. Если поблизости от колонии, вы обнаружите еще какое-либо место, где хищники проводят много времени (места отдыха, ночевок воронов или чаек, или нору лисицы) включите это место в ваши наблюдения. Считайте и записывайте число яичных скорлупок, при желании можно также сортировать их по размеру и цвету. Можете ли вы определить какой вид хищника оставляет яичную скорлупу на вашем участке? Поищите ключи к разгадке, как например, лисий помет, погадки чаек, черные перья воронов и т.п. Изменялось ли сколько-нибудь заметно число собранных скорлупок за время вашего наблюдения? Почему?

кормится вдали от берега, другой насиживает яйцо на карнизе. Время от времени родители меняются местами, аккуратно передавая друг другу яйцо.

Цвет яиц кайры варьирует от бледного голубовато-зеленого до густо-бирюзового с черными крапинами. Цвет помогает сделать яйцо незаметным для пернатых хищников, смотрящих на скалу сверху вниз. Для каждого яйца характерно свое расположение крапин, что, возможно, помогает взрослым птицам отличать свое яйцо от чужих.

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- Все необходимое для того, чтобы сделать яйца из папье-маше:

- маленькие водяные надувные шарики, по одному для каждого ученика

- газета, разорванная на полоски

- мука и вода

- несколько мисок

- голубая, зеленая и черная краска

- кисти для краски

- Печенье-крекер в форме рыбок

- Бумажные тарелки, по одной на каждого ученика.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

Это занятие состоит из двух частей и рассчитано на несколько дней.

 

Часть 1: Делание яиц кайр из папье-маше.

1. Надуйте маленькие водяные шарики примерно до размера большой груши и завяжите их. Смешайте муку и воду в миске, чтобы сделать клей. Опустите в него полоски газетной бумаги. Пальцами счистите лишний клей и налепите полоску на воздушный шарик. Заклейте таким образом весь шарик полностью. Всего должно быть два-три слоя газетной бумаги. Просушите в течение 2-3 дней.

2. Когда яйца высохнут, раскрасьте их. Смешайте голубой и зеленый, чтобы получить бирюзовый цвет для фона. Потом нарисуйте черные крапины. Дайте краске высохнуть в течение 1-2 дней. Пока будете делать яйца, обсудите уникальность формы и окраски яиц кайры. Предложите ученикам попробовать скатить яйцо с края стола.

 

Часть 2: Эстафета

1. В спортивном зале или в какой-нибудь еще большой комнате разбейте учеников на пары. Каждой паре родителей-кайр нужно одно яйцо.

2. Постройте кайр вдоль одной из сторон (стен) комнаты. Эта сторона комнаты будет скальным карнизом. Вдоль противоположной стороны напротив каждой пары положите бумажную тарелку с крекерами.   На каждую пару должно быть по одной тарелке. Это будет море, в котором птицы кормятся.

3. Начните с того, что в каждой паре одному из учеников положите яйцо на ноги. Обратите их внимание на то, что яйцо не должно касаться холодного пола, и поэтому должно лежать сверху на ногах, а не между ними.

4.  По сигналу «Начали!» второй член каждой пары должен добежать до «места кормежки» взять со своей тарелки одну рыбку, съесть ее и вернуться обратно на

скалу.

5. Теперь игроки в парах меняются ролями и должны аккуратно переложить яйцо с ног одного на ноги другого без помощи рук.   Как только яйцо переложено на ноги другого партнера, первый отправляется в «океан» за рыбой. Игра продолжается до тех пор, пока не кончится вся еда.

6. В следующем раунде повторяется тоже самое, только двое игроков становятся «крысами» (или другими хищниками - лисицами или воронами). «Крысы» перемещаются по базару и высматривают яйца, за которыми никто не следит. Если яйцо скатится с ног кайры оно может быть схвачено крысой. Крысы могут брать яйца руками, но они не могут брать их, если они лежат на ногах кайр. Кайры должны держать яйцо сверху на своих ногах и не давать ему касаться холодной земли. Если пара кайр теряет свое яйцо, она выбывает из игры.

7. Сыграйте еще несколько раундов, изменяя число крыс.

8. В последнем раунде продемонстрируйте воздействие низко летящего самолета на колонию морских птиц. Для этого кто-то один должен изобразить самолет, с гулом пролетающий низко над колонией. Когда самолет пролетает мимо, он спугивает всех кайр, они спрыгивают с обрыва и улетают в море, оставляя свои яйца на скале без присмотра. Крысы стараются собрать как можно больше яиц, пока кайры не повернут назад и не приземлятся на свой карниз. Сохранилось ли сколько-нибудь яиц? Обсудите, что может произойти, если это будет повторяться снова и снова во время гнездового периода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Проверьте насколько будет эффективна защитная окраска яиц на вашей игровой площадке. Спрячьте все яйца на площадке так, чтобы они при этом оставались открытыми. Скажите ученикам, чтобы они представили, что они лисы, крысы или вороны. Дайте им три минуты, чтобы собрать все яйца, которые они смогут найти.

2. Положите все яйца вместе на «карниз» (или на пол). Пусть каждый ученик попытается отличить свое яйцо.

3. Во время экскурсии в колонию морских птиц, понаблюдайте за кайрами. Поищите яйца и посмотрите, можете ли вы отличить птиц, насиживающих яйца, от тех у которых уже вывелись птенцы. На плакате показана кайра, кормящая своего птенца.

вверх

 

 

7. Промокаемый тупик

ЗАДАЧА:

Ученики смогут 1) определить, какие неблагоприятные воздействия нефть может оказывать на морских птиц; 2) описать возможные отрицательные последствия различных видов загрязнения для диких животных, людей и окружающей среды.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Воздействие загрязнения на окружающую среду часто трудно увидеть непосредственно. Однако большая авария сопровождающаяся разливом нефти показывает какое воздействие может быть оказано на диких животных и в особенности на морских птиц. Примерами могут служить повреждение перьевого покрова, гибель зародышей в результате просачивания нефти сквозь яичную скорлупу, смерть птиц в результате поглощения воды и пищи, загрязненных нефтью.

Люди предпринимают усилия, чтобы предотвращать нефтяное загрязнение, и в случае, если оно случается, учатся ликвидировать его последствия. Такие действия руководствуются благими побуждениями, но могут также иметь свои отрицательные воздействия. Например, использование моющих средств для очистки перьев от нефти может также привести к повреждению структуры и расположения перьев. В результате перья теряют частично свою водонепроницаемость и теплоизолирующую способность. Птицы становятся

более подвержены заболеваниям и становятся слишком слабы, чтобы добывать пищу и чистить свои перья. Очевидно, что пища и вода, употребляемые птицами также могут быть загрязнены нефтью.

Разливы нефти - это лишь один из примеров того, как загрязняющие вещества могут оказывать неблагоприятное кратковременное или длительное воздействие на диких животных, людей и окружающую среду. Хорошо известно воздействие ДДТ, передающееся в цепях питания и вызывающее истончение скорлупы яиц белоголового орлана и других хищных птиц. Разрушение местообитания, как например, вырубание леса в местах гнездования тонкоклювого пыжика, в сочетании с действием загрязняющих веществ может поставить под угрозу существование вида.

Главная цель этого занятия - помочь ученикам исследовать возможные последствия для морских птиц загрязнения, вызванного человеком.

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- растительное масло

- неглубокие контейнеры (лоток, протвени, поддон), по одному на каждую группу из 3-4 человек

- маленькие миски, по одной на каждую группу

- пипетки

- увеличительные стекла (лупы), по крайней мере, по одной на каждую группу

- жидкость для мытья посуды или какое-либо другое жидкое моющее средство

- яйца, сваренные вкрутую, по три на каждую группу.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Разбейте класс на группы по 3-4 ученика. Каждой группе понадобится неглубокий лоток (контейнер), частично заполненный водой. Добавьте в контейнер известное количество растительного масла: по капле на пипетку воды, в зависимости от размеров контейнера. Пронаблюдайте взаимодействие воды и масла. Измерьте площадь покрытую маслом. Используя эту информацию, рассчитайте площадь воздействия нефтяного пятна, возникшего в результате аварии

1) Грузовой цистерны емкостью 30.000 литров (30 мЗ)

2) Наливной баржи емкостью 1200 мЗ

3) Супертанкера емкостью 300.000 мЗ

Вам могут понадобиться следующие переводные множители (коэффициенты): 76 капель - 1 чайная ложка 768 чайных ложек - 3,8 литра 10000 кв.см - 1 кв.м 10 000 кв.м. - 1 га 100 га - 1 кв.км

Обсудите и сравните ваши результаты с результатами других групп. Постройте график и вычислите средние значения.

 

2. Налейте в контейнер достаточно масла, чтобы погрузить 3 яйца, сваренных вкрутую. Погрузите яйца. Поместите яйца под лампу, внимательно за ними наблюдайте. Через пять минут достаньте одно яйцо и внимательно рассмотрите его до, во время и после снятия скорлупы. Постарайтесь убрать избыток масла с поверхности яйца прежде, чем очистить его от скорлупы. Через 15 минут достаньте второе яйцо и через 30 - третье, проделывая с ними то же, что и с первым. Обсудите ваши наблюдения. Какое воздействие может оказать нефть на яйца птиц, гнездящихся у воды?

 

3. Рассмотрите перо через увеличительное стекло. Зарисуйте то, что вы увидите. Положите перо в масло на одну или две минуты, рассмотрите его в увеличительное стекло после этого, зарисуйте и сравните с другими рисунками. Вымойте перья в моющей жидкости, прополощите их в воде и высушите. Рассмотрите их в увеличительное стекло, зарисуйте и сравните с предыдущими рисунками. Обсудите, какие изменения произошли с перьями под воздействием масла и затем моющего средства. Какое влияние могут такие изменения оказать на нормальную жизнедеятельность птиц?

 

4.Обсудите другие возможные воздейстия нефтяного разлива на птиц. Обсудите возможное воздействие на другие виды диких животных, людей и окружающиую среду. Чем приходится жертвовать? Етсь ли необходимость выбирать между нефтью и птицами и другими дикими животными? Какие есть другие возможности (альтернативы)? Какие есть еще примеры загрязняющих веществ, производимых человеком, которые могут иметь отрицательные последствия для диких животных, людей и окружающей среды? Что может быть сделано и делается по поводу этих веществ?

 

5. По выбору: Предложите ученикам написать отчет, обобщающий результаты эксперимента, предлагающий рекомендации на основании этих выводов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Можно использовать различные масла: растительное, чистое машинное масло, детское масло, - и сравнить их воздействие. Аккуратно соберите и выбросите все использованные посдобные материалы.

2. Можно также использовать другие загрязняющие вещества и посмотреть, какое влияние они оказывают и оказывают ли какое-либо на яйца и перья.

вверх

 

 

8. Суета во время кормёжки

ЗАДАЧА:

Ученики увидят как легко морские птицы и другие животные могут принять кусочки пластика за настоящий корм, и как концентрация и близость кормовых ресурсов влияет на успех добывания корма.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Вспомните сколько разнообразного пластикового мусора и упаковочного материала вы видели вдоль морского побережья: пищевые контейнеры, пластиковые стаканчики, пластиковые кольца для упаковки пива и кока-колы, рыболовную леску, пробки и тому подобное. Когда эти предметы выбрасывают в море или их туда сдувает ветром с прибрежной свалки, они становятся угрозой для морских животных.

Эти пластиковые предметы постепенно разламываются на более мелкие кусочки и концентрируются в морских течениях или в приливно-отливных зонах - там же, где сосредотачивается рыба и другие организмы, которыми питаются птицы. Морские птицы, добывая свой корм в таких местах концентрации жертв и торопясь поймать как можно больше, пока косяк рыбы или концентрация зоопланктона не переместились за пределы досягаемости, могут по ошибке проглотить также пластиковый мусор. Морские птицы не в состоянии переваривать пластик, поэтому он накапливается в их желудках.

занимая место настоящей еды. В результате птицы постепенно начинают голодать. Морские птицы могут также умереть от истощения или утонуть запутавшись в рыболовной леске, сетях или упаковочных кольцах. Запутавшись птицы уже не в состоянии спастись. Даже на берегу упаковочные кольца и рыболовная леска становятся для них угрозой, так как птицы вышедшие на берег отдохнуть могут в них запутаться, а кроме того, все это может опять же сдуть ветром в море.

Рыболовство, загрязнение, а также естественное цикличное снижение численности видов жертв, может вызвать недостаток корма для морских птиц. Первыми начнут голодать птенцы, так как родителям придется летать в поисках рыбы или зоопланктона слишком далеко от мест гнездования. В такие годы морские птицы бывают вынуждены бросать свои гнезда. Иногда голодают даже взрослые птицы.

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

- подносы (плоские контейнеры) или коробки из-под обуви (по одной на каждые 4 ученика)

- кусочки пенопласта используемые в качестве упаковочного наполнителя, пол чашки (четверть стакана) на каждый поднос

- воздушная кукуруза, полторы чашки на каждый поднос

- ложка и чашка (по возможности из прозрачного пластика) для каждого ученика.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Задача игры - собрать как можно больше корма за отведенное время. В каждом подносе перемешайте пенопласт с воздушной кукурузой. Не говорите ученикам, что кусочки пенопласта кормом не считается. Дайте каждому ученику «желудок» (чашку) и «клюв» (ложку) и рассадите их по четыре человека вокруг каждого подноса.

2. Объясните, что птицы могут собирать корм только с помощью «клюва» и складывать его в желудок. Корм не разрешается зачерпывать или же бросать в «желудок».

3. Разрешите птицам кормиться в течение 30 секунд. Как только время истекло, все кормление должно быть закончено. Пусть каждая птица посчитает и запишет сколько она съела кусочков пластика, сколько кукурузы. Объясните, что поскольку типы не могут переваривать пенопласт, то те у которых окажется пенопласта больше, чем кукурузы будут голодными. Всю воздушную кукурузу высыпьте oбpaтнo в подносы, а пенопласт оставьте, чтобы показать как пенопласт, не перевариваясь, накапливается у птиц в желудках.

4. Сыграйте еще несколько раундов, чтобы продемонстрировать как пенопласт накапливается в желудках птиц. Пересчитывайте кусочки пенопласта и кукурузы после каждого раунда. Через некоторые время желудки некоторых

птиц будут заполнены исключительно пенопластом. Объясните, что эти птицы не смогут выжить.

5. Проведите дополнительный раунд в спортивном зале или в большой комнате. Чтобы проиллюстрировать ситуацию в годы, когда кормовые ресурсы расположены на большом расстоянии от места гнездования, поместите подносы с кормом на одном конце комнаты, а учеников на другом конце комнаты разбейте на пары. Продолжительность времени для кормления по-прежнему будет 30 секунд, но на этот раз ученикам придется бежать к своему подносу на другом конце комнаты. Только одна птица из пары может добывать корм, потому что другая должна оставаться на гнезде и насиживать яйца. Птица, которая кормится должна делиться добытым кормом со своим партнером. В конце периода кормления каждая птица должна пересчитать число кусочков еды и пластика. Сравните с результатами предыдущего раунда.

6.Для еще одного дополнительного раунда раскидайте содержимое половины подносов по полу. Объясните, что еда из других подносов не может быть использована, так как она была использована другими животными или людьми, или же была уничтожена в результате загрязнения. Как и раньше, кормиться разрешите не больше 30 секунд. Сосчитайте собранные кусочки. Было ли труднее собрать разбросанный вокруг корм?

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

1. Птицы могут также запутаться в пластиковом мусоре, в особенности в рыболовных сетях и в упаковочных кольцах. Чтобы ввести этот аспект в игру, на один раунд нескольким ученикам привяжите руки к туловищу на уровне локтей, так, чтобы добывать корм стало еще трудней.

2. Проведите расчистку пляжа и запишите различные типы собранного мусора. Как могут эти предметы повредить морским птицам и другим диким животным?

3.Посоветуйте вашим ученикам разрезать упаковочные кольца от кока-колы прежде, чем их выбрасывать. Это поможет птицам и другим животным избежать запутывания в них на свалке.

вверх

 

 

9. Сделайте морскую птицу

ЗАДАЧА:

Продемонстрировать и исследовать уникальные адаптации птиц, превратив ученика-волонтера сначала просто в птицу, а потом в морскую птицу. Подчеркнуть важность морских птиц как звена в «цепочке жизни», и обсудить угрозы их выживанию.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Морские птицы не похожи на тех птиц которых вы встретите на суше. Их клювы, туловища и окраска приспособлены (адаптированы) к жизни в трех стихиях: воде, воздухе и на земле. Некоторые морские птицы летают под водой также хорошо, как и в воздухе. Это означает, что они должны иметь обтекаемую и в то же время достаточно компактную форму, чтобы поддерживать температуру своего тела в холодном океане. Они должны уметь ловить в воде свой скользкий корм, а летом к тому же относить его за много километров голодным птенцам.

Во время занятия сначала будут исследованы адаптации свойственные всем птицам: наличие пуха, перьев, полых костей и воздушных мешков. Затем будут рассмотрены специальные адаптации, свойственные только морским птицам. К ним относятся копчиковая (сальная) железа, солевая железа, специфическая форма клюва и перепонки на лапах, приспособленных к плаванию. И наконец будут определены основные угрозы благополучию морских птиц такие как разливы нефти, засорение океана, крысы и лисы, а также беспокойство, вызываемое человеком, самолетами или лодками.

ПОДСОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

-пуховая куртка или безрукавка

рисунок пухового пера

-  2 птичьих крыла (настоящие, если есть, или сделанные из бумаги)

-  несколько питьевых соломинок

- ожерелье из шаров

- баллончик с разбрызгивателем

- маленькая бутылочка с детским/растительным маслом

-  фильтры для кофеварки (бумажные конусы)

рисунок черепа морской птицы  или, если есть, настоящий череп.

- клювы тупиков (в гнездовой период и во вне гнездовой для сравнения), если есть

- вареные макароны

- лапы с перепонками из бумаги

-  горсть упаковочного пенопласта

-  электрическая лампочка

- яйцо кайры, если есть

-  игрушечные крысы и лисицы

-  кусок рыболовной сети

-  пластиковые упаковочные кольца

-  масляное пятно, вырезанное из бумаги

-  карточки с цветными кодами

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1.   Обсудите и дайте определение адаптации ( характеристика или особенность поведения, которая помогает растению или животному выжить в его среде обитания). Объясните, что цель занятия - в процессе сооружения макета морской птицы познакомиться с миром морских птиц, а также с их адаптациями, Попросите одного из ребят быть вашим помощником. Этого
человека сначала превратят просто в птицу, потом в морскую птицу и наконец - в кайру. Он/она также будет подвержен всевозможным испытаниям, которым подвергается морская птица (поэтому требуется ученик
крепкого телосложения)

2.   Раздайте ученикам карточки, которые подскажут им что они должны делать.

  • полые кости

  • полые кости уменьшают вес

  • воздушные мешки

  • воздушные мешки увеличивают поглощение кислорода

  • контурные перья

  • контурные перья - прочные  перья для полёта, сохранения тепла и маскировки

  • пуховые перья

  • пуховые перья - мягкие перья для тепла (теплоизоляции)

  • клюв

  • клюв для чистки перьев, сбора корма, строительства гнезда, ухаживаний и защиты

  • солевая железа

  • солевая железа для удаления соли из питьевой воды и пищи

  • копчиковая (сальная) железа

  • копчиковая (сальная) железа для смазывания перьев, чтобы они стали водонепроницаемыми

  • ноги и лапы

  • ноги и лапы - для плавания и ныряния

  • экзотические животные

  • экзотические животные - завезённые лисы и крысы, которые уничтожают птиц

  • нефтяное загрязнение

  • нефтяное загрязнение - пятна нефти и утечки являются серьёзной угрозой для морских птиц

  • засорение океана

  • засорение океана - птицы запутываются в мусоре и сетях. принимают пластик за еду

  • беспокойство

  • беспокойство - лодки, самолёты, люди могут вынудить птиц покинуть их гнёзда

 

3.   Начните сооружать птицу. Прочтите об плантациях в приведенной ниже таблице (предложите ученикам сверить с желтыми карточками).


ОБЩИЕ АДАПТАЦИИ ПТИЦ (желтые карточки)

 

АДАПТАЦИИ

ОПИСАНИЕ

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Перья

Попросите учеников представить, что они летящие птицы. Спросите, как они себя ощучают, когда парят над землей. Холодно ли им? Кожи на такой высоте не достаточно, чтобы защитить от холода. Вам надо приспособиться к холодным условиям. Как? - С помощью перьев.

Перья - уникальная адаптация, которая присуща только птицам. У каждой питцы есть два типа перьев: 1) Пуховые перья -мягкий теплоизолирую­щий покров иод пером -птичье «теплое белье». 2) Контурные перья -прочные наружные перья, необходимые для полета - тго птичья «верхняя одежда».

Наденьте на птицу: - пуховую куртку - птичьи крылья

Полые кости

Предложите ученикам подумать о том, сколько они весят. Затем спросите, сколько по их мнению весит белоголовый орлан. Он весит от 3,5 до 6,5 кг, а размах крыльев у него от 2,2 до 2,5 м

Полые кости помогают птицам уменьшить их вес!  Вес птицы сосредоточен главным образом в крыльях и груди, где расположены летательные мышцы. Наши кости заполнены костным мозгом, который служит для образования красных кровяных телец, У птиц костный мозг находится только в грудной кости или грудине.

Питьевая соломинка - прикрепите ее к пуховой куртке. Куриная кость - дайте ее рассмотреть ученикам и обратите их внимание на ее вес и структуру.

Воздушные мешки

Предложите кому-нибудь из учеников встать и представить ворону, которая делает крыльями по 20 взмахов за 10 секунд. Спросите, как это повлияло на их дыхание. Труднее ли это, чем просто ходить?

- Да, труднее!

Воздушные мешки позволяют птицам обеспечивать себя достаточной энергией для полета. У птиц также как и людей есть легкие, но им необходимо больше кислорода. Воздушные мешки как своего рода надувные шары, соединяющие легкие между собой и с полыми костями. При вдохе и выдохе воздух проходит через легкие и воздушные мешки, таким образом максимально увеличивая поглощение кислорода.

Ожерелье из воздушных шаров - повесьте его на шею! Также попросите нескольких учеников надуть несколько шариков и отпустить их. Это продемонстрирует, что случилось бы, если из птицы убрать воздушные мешки. Она бы камнем пошла на дно!

 

4.     Мы превратили нашего помощника в птицу, а теперь мы эту птицу превратим в морскую птицу. Объясните, что жизнь морских птиц тесно связана с океаном. Некоторые морские птицы кормятся в море, а ночью отдыхают на суше, как например, серокрылые чайки и буревестники. Некоторые находятся на берегу лишь несколько месяцев в году в период размножения - это настоящие морские птицы, обитатели океана. К ним относятся кайры, моевки и тупики.

5.    Немного побрезгайте на «птицу» водой из пульверизатора - теперь это водолюбивая птица! Обсудите специфические адаптации морских птиц (предложите ученикам посмотреть голубые карточки).

 

СПЕЦИАЛЬНЫЕ АДАПТАЦИИ МОРСКИХ ПТИЦ (голубые карточки)

 

АДАПТАЦИЯ

ОПИСАНИЕ

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Копчиковая (сальная) железа

Сальная или копчиковая железа позволяет делать перья морской птицы непромокаемыми. Перья сохраняются чистыми и гладкими благодаря постоянному смазыванию жиром из сальной железы, расположенной над основанием хвоста. Жир переносится на перья с помощью клюва или задней (затылочной) части головы. Лишь у некоторых морских птиц сальная железа отсутствует. Бакланов, например, часто можно видеть с расправленными для просушки крыльями, поскольку у них нет жира, с помощью которого можно было бы сделать перья водонепромокаемыми.

Бутылочка с детским/растительным маслом - прикрепите ее сзади на пуховую куртку. Предлжите птице попробовать почистить перья.

Солевая железа

Чтобы удалять избыточное количество соли из корма и воды у морских птиц имеется свой собственный опреснительный завод - солевая железа, расположенная в небольшом углублении внутри или над глазницей. Лишняя соль забирается из крови с помощью этой железы удаляется через протоки в носовом отверстии (у большинства морских птиц) или клюве (можно часто видеть как баклан, трясет головой, чтобы избавиться от соли в клюве).

Фильтр для кофе - наденьте его на голову птицы. Железа работает как фильтр. Череп тупика или рисунок черепа морской птицы - покажите небольшие углубления для солевых желез.

Клюв

Клюв используется для того чтобы чистить перья, брать корм, строить гнездо, для ухаживания и для защиты. Сравните клювы разных морских птиц и объясните какие кормовые ниши занимают эти птицы. Например: - у бакланов длинный клюв с крючком на конце для схватывания скользкой рыбы в воде; - у чаек клюв толстый и прочный, приспособленный протыкать и разбивать все, начиная от моллюсков и кончая другими птицами; - у тупиков клювы большие и глубокие с мясистым языком внутри и с зазубренными краями, чтобы удерживать скользкую рыбу и зоопланктон. Это хорошие примеры адаптации, снижающих конкуренцию и благо препятствующих большему видовому разнообразию экосистемы.

Клювы морских птиц - сравните настоящие клювы если они есть, или используйте картинки, приведенные в «Путеводителе по морским птицам Аляски» (включен в набор) или картинки для раскрашивания прилагаемые к «Игре в определение морских птиц»  настоящей программы. Вареные макароны - положите в рот вашей птице! Это будет вместо мальков кремериевых рыб, которыми питаются многие морские птицы в том числе и тупики. Тупик может унести их в клюве до 20 штук за один раз.

Ноги и лапы

Ноги расположены в самом низу тела, чтобы было удобнее плавать. На лапах у птиц перепонки для ныряния и плавания.

Бумажные лапы - прикрепите их к ногам вашей птицы

 

6.   Теперь обсудите значение птичьего помета (гуано). Все, что поглощается должно быть возвращено обратно. Разбросайте кусочки упаковочного пенопласта вокруг вашей птицы. Тысячи морских птиц гнездящихся на небольшой территории поглощают большое количество пищи и в результате производят большое количество «отходов» (гуано). Почему так важно гуано? Оно вносит свой вклад в цепочку жизни. Гуано участвует в круговороте питательных веществ в море: питательные вещества, содержащиеся в гуано, микроскопический планктон употребляет в пищу; планктоном питается рыба, а рыба становится пищей для птиц и человека. Если бы птицы не участвовали в этом круговороте, было бы меньше доступных питательных веществ, и, соответственно, меньше рыбы. Таким образом морские птицы косвенно имеют важное значение для рыболовства.

7.   Теперь наша птица превратится в тонкоклювую кайру, гнездящуюся на скале. Кайры гнездятся колониями на скальных карнизах. Они гнездятся вместе, чтобы защититься от чаек и других хищников Гнездование на карнизах, кроме того, снижает конкуренцию с другими видами морских птиц за пространство. Яйца кайр имеют форму электрической лампочки или груши, что уменьшает риск их скатывания вниз через край карниза. При сильном ветре яйца кайр как правило катятся по кругу, яйца же большинства морских птиц имеет овальную форму и легко сдуваются ветром вниз. Положите электрическую лампочку на лапы вашей кайре.

8.   Теперь мы посмотрим, чем непроста жизнь морской птицы. В дополнение к суровым условиям обитания в океане, морским птицам также угрожают различные опасности, вызванные человеком. Обсудите некоторые из таких угроз перечисленных ниже (посмотрите красные карточки).

 

УГРОЗЫ ДЛЯ МОРСКИХ ПТИЦ (красные карточки)

 

УГРОЗА

ОПИСАНИЕ

НЕОБХОДИМЫЕ

МАТЕРИАЛЫ

Экзотические (интродуцированные) животные

В 20-е годы лисий мех

пользовался большим спросом, и больше двухсот островов Алеутской дуги превратили в «лисьи фермы». Морские птицы и их яйца - легкая добыча для лисицы, и в результате многие колонии были практически опустошены. Экономическая депрессия положила конец пушному промыслу, однако лисы и другие хищники -крысы и суслики -остались на островах. В настоящее время сотрудники заказников делают все возможное, чтобы избавиться от лис и восстановить колонии морских птиц. Так, лисы практически уничтожили алеутскую канадскую казарку, гнездящуюся на Алеутских островах. В 1967 году этого вида осталось меньше 800 особей, и он был занесен в список исчезающих видов. Благодаря усилиям биологов, теперь на островах гнездится до 15.000 гусей и вид переведен в более благополучную категорию угрожаемых видов.

Игрушечные крыса и

лиса.

Сор в океане

- Рыболовный промысел ежегодно становится причиной гибели тысяч морских птиц, которые тонут, запутавшись в рыболовных сетях. - Птицы принимают кусочки пластика за корм. Пластик не обладает никакими питательными свойствами, а было обнаружено, что желудки некоторых птиц были заполнены им целиком.

Сеть и пластиковая упаковка из шести колец - кук-нибудь повесьте их на вашу кайру.

Нефтяное загрязнение

Одна авария на танкере с утечкой нефти может убить миллионы морских птиц.

Приколите «нефтяное пятно» из бумаги к кайре.

 

Серьезную угрозу представляют также хронические небольшие утечки нефти и нефтяные пятна. Так, в результате Эксон Вальдезского разлива нефти в 1989 году особенно большой ущерб был нанесен популяции кайры, гнездящейся на островах Баррен в Аляскинском заливе.

 

Беспокойство

Лодки, самолеты и люди, слишком близко приближающиеся к колониям заставляют морских птиц в панике покидать гнезда и оставлять яйца и птенцов незащищенными от хищников (чаек) и неблагоприятных погодных условий. Если птиц беспокоить слишком часто, они могут совсем покинуть колонию.

 

 

9. Подведите итоги по основным пунктам занятия с помощью быстрого опроса учеников.

Что делает птицу птицей? Опишите три главные адаптации птиц:

-  перья

-  полые кости

-  воздушные мешки

Опишите три адаптации, специфические для морской птицы:

-  сальная (копчиковая) железа

-  солевая железа

-  крылья

-  клюв

-  ноги и лапы

-  колониальное гнездование

-  яйцо кайры

Какой формы яйцо кайры и почему это имеет важное значение?

-  форма яйца напоминает грушу или электрическую лампочку

-  форма уменьшает вероятность падения яйца при сильном ветре или толчке

Почему важны морские птицы?

-  делают более разнообразным население моря (морскую жизнь)

-  жизненно важный компонент цепи питания (морские птицы и их являются пищей для чаек, ворон, лис, людей и других хищников; птичье гуано способствует круговороту питательных веществ в море и является важным источником пищи для планктона).

Назовите три вида человеческой деятельности, которые наносят ущерб морским птицам.

-  сор в океане - рыболовные сети и пластик.

-  нефтяные разливы (аварии, загрязнение)

-  шум (лодки, самолеты, люди)

-  завоз экзотических животных - крыс и лис

10. Заключительная мысль: следующий раз когда мимо пролетит морская птица, подумайте о всех присущих ей уникальных адаптациях и ее значении в «цепочке жизни».

вверх

 

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2005 год

© Эколого-просветительская лаборатория "РОСТКИ", составление и дизайн