ИГРЫ У МОРЯ Сборник методических материалов подготовлен Представительством корпорации «ИСАР Инк.» (США) во Владивостоке и Ресурсно-информационным центром экологического образования г. Владивостока. Авторы-составители: Г. М. Чан и О. Г. Пермякова.
Практическая работа по сбору и определению обитателей литорали О. В. Хохрякова, Лазовский заповедник, Приморский край
Оборудование Полиэтиленовые пакеты; линейки; бумага; карандаши; карточки с заданиями и тестами; сачки; ласты; маски; мешок с морскими раковинами трех видов (количество каждого вида одинаково); рисунки и описания разных видов морских ежей и звезд.
Описание площадок Экскурсия проводится в форме путешествия по станциям. Длина маршрута составляет около 3 км по берегу моря.
Станция № 1. Старт На ней ставятся задачи экскурсии, происходит деление на группы и выдаются задания. Для того чтобы определить задачи, перед детьми ставятся вопросы: 1. Кто такая паттирия гребешковая? 2. Где живут губки? 3. Кто такая арка? 4. Каких моллюсков в море больше — двустворчатых или брюхоногих? 5. Каких моллюсков можно встретить в нашем море? 6. Как определить частоту их встречаемости? 7. Сколько видов моллюсков можно встретить в нашем море? 8. Кто, кроме моллюсков, еще живет в море и кого можно увидеть на экскурсии? Объясните, что на все эти вопросы мы постараемся получить ответы на экскурсии. Деление на группы (по три человека). Положите в мешочек по три раковины разных видов. Предложите выбрать из мешочка по раковине и найти своих партнеров. Инструктаж по технике безопасности. Раздайте группе задания с тестами.
Тест Выберите верный ответ. 1. На экскурсию нужно выйти в: А. Меховой шапке. Б. Легком головном уборе. В. Совсем без головного убора. 2. Во время экскурсии нужно: А. Идти рядом с экскурсоводом. Б. Убежать как можно дальше. В. Отстать и плестись сзади, слушая, как вся группа шлет тебе проклятья. 3. Дойдя до места нужно: А. Броситься в море. Б. Залезть на скалу. В. Не отходя от группы и экскурсовода, сесть и отдохнуть. 4. Купаться можно: А. Когда захочешь. Б. Когда разрешат. В. Когда тебя сбросят в воду. 5. Во время купания нужно: А. Заплыть как можно дальше. Б. Не заплывать за определенный экскурсоводом барьер. В. Хватать всех за ноги и топить. 6. Во время выполнения задания нужно: А. Заниматься посторонними делами и всем мешать. Б. Потихоньку исчезнуть и лечь спать. В. Внимательно прочитав, выполнять задание согласно плану. 7. Если тебе нужно отлучиться по очень уважительной причине, ты: А. Предупредишь экскурсовода. Б. Незаметно уйдешь, никого не поставив в известность. В. Будешь кричать и ныть о невозможности отойти в сторону. 8. После еды ты: А. Разбросаешь вокруг все, что можешь. Б. Выбросишь мусор в море. В. Все соберешь и сложишь в рюкзак, чтобы донести до урны в лагере. 9. В солнечную погоду ты: А. Будешь всю экскурсию щеголять в купальнике, чтобы посильнее загореть. Б. Наденешь синтетический костюм, чтобы не перегреться. В. Набросишь на себя легкую одежду, защищающую от солнца. 10. Если внезапно почувствуешь себя плохо, ты: А. Тут же сообщишь об этом экскурсоводу. Б. Будешь вопить и бросаться в воду. В. Будешь молчать как партизан, пока не упадешь в обморок. После выполнения обсудите результат.
Станция № 2. Звездная Море напоминает космос, оно такое же бесконечное, притягательное и неизведанное. Наверное, не зря одних из самых удивительных обитателей моря назвали звездами. Как космические звезды своим таинственным сиянием, так и эти яркие, необычайной формы животные, мерцающие на дне океана, всегда привлекали внимание человека. Более пятисот миллионов лет назад, когда в морях еще не появились рыбы, просторы океанического дна были заселены многочисленными животными, похожими то на неведомые огромные цветы, то на шары, усеянные длиннейшими иглами, то на многочисленные звезды, то ни на что не похожие. Это была эпоха расцвета иглокожих. Сейчас их осталось не более шести тысяч видов. Иглокожими их назвали еще древние греки, поскольку скелет этих животных расположен в коже и состоит из многочисленных известковых игл, шипов, выростов. Для них характерна радиальная, или лучевая, симметрия. Им присуща амбулакральная система. Это сеть сосудов, напоминающих кровеносные, но наполненных жидкостью, практически не отличающейся от морской воды. От этих сосудов, тянущихся вдоль лучей тела, отходят многочисленные короткие выросты, часто с присосками на концах — амбулакральные ножки. Перегоняя жидкость по сосудам, иглокожие время от времени расправляют выросты-ножки, делая их упругими. Благодаря этому они передвигаются.
Задание № 1 1. Выловите морскую звезду и морского ежа. 2. Поищите на берегу скелеты морских ежей. 3. Внимательно рассмотрите живых животных и их скелеты. Попробуйте ответить на вопрос, почему эти животные называются иглокожими. 4. Попробуйте провести через морскую звезду и ежа ось симметрии. Какая симметрия для них характерна? 5. Переверните морского ежа и звезду на «спину». Понаблюдайте, как двигаются «ножки». Не удивляйтесь, что причиной их движения является морская вода. 6. Попытайтесь найти общие черты у морских звезд и ежей. Найдите отличия. 7. Определите виды звезд и ежей по рисункам и описаниям. 8. Выясните, чем они питаются. 9. Отпустите звезд и ежей обратно в море.
Станция № 3 (игровая). Отдых Игра «Неповторимые». Ведущий предлагает игрокам выбрать себе по раковине (раковины одного вида), внимательно рассмотреть их, а потом сложить в общую кучу. Раковины хорошо перемешиваются. После этого ведущий предлагает каждому выбрать свою раковину. Обсудите, по каким признакам они нашли свою раковину. Предложите детям сделать вывод о неповторимости каждого организма. Игра «Слепой мешок». Положите в непрозрачный мешок различные предметы: панцири ежей, раковины, камни, скелеты звезд, куски дерева, водоросли и другие предметы, которые можно найти на берегу моря. Предложите опознать их вслепую. Игра «Буква за буквой». По принципу игры «Города». Ведущий называет животное или растение, обитающее в море, следующий игрок называет на букву, которой заканчивается первое слово. Не назвавший слово, выбывает из игры.
Станция № 4. Моллюски Тело этих животных мягкое и не разделено на сегменты. Внешний облик удивительно разнообразен: это и улитки, и ракушки, и кальмары, и осьминоги. Однако их объединяют общие черты. Тело состоит из головы, ноги и туловища. Большая кожная складка — мантия — свободно свисает со спинной стороны тела животного на бока. Клетки мантии выделяют вещества, которые, застывая, образуют известковую раковину. Дышат морские моллюски жабрами. Тип моллюсков подразделяется на восемь классов. Брюхоногие моллюски, или улитки. Моллюски с конической или спирально закрученной раковиной. Голова четко отделена от туловища и снабжена парой глаз. Брюхоногие медленно передвигаются по дну благодаря мускулистой ноге с плоской подошвой. В случае опасности полностью прячутся в раковину. Роговой крышечкой, прикрепленной к ноге, моллюск надежно закрывает вход в жилище. Плоским языком, покрытым множеством мелких зубов, улитки соскребают с поверхности камней водоросли и другую пищу. Двустворчатые моллюски, или ракушки. Их раковина состоит из двух створок, скрепленных твердой, но гибкой перемычкой — лигаментом и особыми выступами, или зубами, совокупность которых называется замком. Мощные мускулы-замыкатели позволяют моллюскам захлопывать створки, пряча между ними мягкие и нежные органы. Из раковины часто появляется нога, с помощью которой животные ползают, а иногда зарываются в ил или песок. Двустворчатые относятся к фильтраторам и питающимся мертвыми остатками животным. Питается и дышит моллюск благодаря особым выростам мантии — мускулистым трубкам-сифонам. Свежая вода вместе с добычей свободно проникает в одну трубку-сифон и проходит через парные жабры, а процеженная выводится через выводной сифон. В связи с малоподвижным образом жизни строение двустворчатых вторично упростилось: утрачена голова и связанные с ней органы.
Задание № 2 Поищите и достаньте из моря моллюсков. Внимательно рассмотрите их. 1. Почему моллюсков называют мягкотелыми? 2. Как они защищают свое тело? 3. Найдите двустворчатых и брюхоногих моллюсков. В чем их отличие? 4. Выпустите моллюсков в море. 5. Найдите на берегу раковины улиток и ракушек. 6. На раковинах ракушек рассмотрите зубы и места прикрепления мускулов-замыкателей.
Задание № 3 1. Разбейте площадки 1 х 1 м в месте, указанном экскурсоводом. 2. Соберите все раковины, находящиеся на этой площадке. 3. Разложите их на группы (сборы) по сходным признакам. 4. Пронумеруйте сборы. 5. Подсчитайте и запишите, сколько экземпляров раковин получилось в каждом сборе. 6. Соберите все раковины самого распространенного моллюска, измерьте их длину и высчитайте средний размер раковины. 7. Возьмите по одной-две раковины из каждого сбора для дальнейшего определения. 8. Соберите ракушки с дырочками (для работы творческой мастерской).
2. Цвет морских растений (прогулка к морю) Г. М. Чан, Центр детского творчества г. Владивостока Цель Показать детям разнообразие оттенков в окраске зеленых растений, обратить особое внимание на многообразие цветовой гаммы морских растений (водорослей и морских трав). Оборудование Две кюветы для сбора водорослей; два пластмассовых ведра; полиэтиленовые пакеты по количеству детей в группе. ВВЕДЕНИЕ Прежде чем проводить прогулку, необходимо выбрать маршрут. Желательно, чтобы он проходил через участок леса или парка, луга или лужайки, ведущих к морскому берегу, на котором можно найти разнообразные по цвету водоросли. Перед выходом на маршрут разделите группу на две команды и предложите каждой выстроиться по росту с закрытыми глазами. После выполнения этого задания команды подбирают себе названия. ХОД ЗАНЯТИЯ Учитель поясняет, что сейчас мы отправимся в гости к удивительным обитателям нашей планеты — растениям, которые очень легко ранимы и сами не могут себя защитить. Поэтому ребята должны обращаться с ними бережно и стараться не навредить им. После такого напутствия команды выходят на маршрут. В лесу или в парке команды получают задание внимательно присмотреться к растениям леса и определить, в какие цвета окрашены разные их части. Попросите детей присмотреться не только к листьям и цветам, но и к стеблям трав, стволам деревьев. Помните, что растения при этом рвать не надо. На выполнение задания дается пять минут. Побеждает та команда, которая назовет большее количество цветов и оттенков. Попросите детей сделать вывод, оттенков какого цвета больше всего представлено в лесу. На лугу или небольшой лужайке сделайте остановку, пояснив детям, что сейчас мы пришли в гости к луговым растениям, которые тоже нуждаются в бережном отношении. Проведите такое же исследование. Сделайте выводы. Можно попросить детей, чтобы они по очереди (по кругу) называли те растения, из произрастающих на лугу, которые им знакомы. На берегу моря проведите игру «Совы и вороны», включив в нее вопросы по тем наблюдениям, которые дети провели на лугу и в лесу. Эта игра даст возможность вспомнить полученные ранее знания. Разделите группу на две равных команды — «Совы» и «Вороны». Выстройте обе команды лицом друг к другу на расстоянии полуметра. На расстоянии около пяти метров позади каждой команды проведите черту, обозначая дом. Ведущий произносит фразу, и, если она соответствует действительности, совы начинают ловить воронов, прежде чем они добегут до дома. Если же фраза не соответствует действительности, вороны ловят сов. Кто пойман, тот присоединяется к команде соперников. Если ответ неясен, некоторые совы и вороны побегут навстречу друг другу, а некоторые бросятся домой. В этом случае подождите, пока суматоха утихнет, и объявите правильный ответ. ПРИМЕРЫ УТВЕРЖДЕНИЙ К ИГРЕ «СОВЫ И ВОРОНЫ» Чувственное восприятие: 1. Все растения, которые мы встретили в лесу, одинакового цвета. (Нет.) 2. В лесу мы видели растения, окрашенные только в зеленый цвет. (Нет.) 3. Можно сказать, что лес разноцветный. (Да.) 4. В лесу мы видели большое разнообразие оттенков зеленого цвета. (Да.) 5. Луг такой же разноцветный, как и лес. (Да.) Знание природы: 1. Это растение растет в лесу. (Показать детям морскую водоросль.) — Нет. 2. Все эти растения выброшены на берег морским прибоем из моря. (Показать детям несколько образцов морских растений.) — Да. Наблюдательность: Эти листья окрашены в одинаковый зеленый цвет. (Показать два листочка разных оттенков зеленого цвета, например темно-зеленый и светло-салатный.) — Нет. Определение: 1. Это водоросли. 2. Это семена клена (дуба).
После подвижной игры предложите детям сесть на берегу, закрыть глаза и прислушаться: «Сколько звуков вы слышите и какие это звуки?» Дети, вероятно, назовут шум прибоя, крики чаек. Задайте детям вопросы: «В море растения живут?», «Как они называются?» (В море живут в основном водоросли и очень немного трав, например зостера в виде длинных плоских шнуров — это морская трава, которая, в отличие от водорослей, имеет настоящие корни.) Задание командам: на берегу в выбросах собрать как можно больше морских растений разного цвета и различных оттенков. Побеждает та команда, которая наберет больше цветов. Напомните, что мы пришли в гости к морским растениям, поэтому, заходя в воду, не надо отрывать от дна прикрепленные водоросли, а можно взять только те из них, которые плавают в воде, но лучше вообще из воды их не вытаскивать. Вполне достаточно водорослей, выброшенных на берег (на выполнение задания дается 5–10 минут). Чтобы цвет растений выглядел натурально, целесообразно захватить две кюветы или широкие мелкие емкости. Можно набрать туда воды, чтобы каждая команда помещала найденные водоросли в свою кювету. Обратите внимание детей на разную форму морских растений: цельное слоевище, рассеченное, кустистое и т. д. Предложите детям выполнить индивидуальное задание: каждый ребенок ищет на берегу водоросль или морскую траву, особенно понравившуюся ему своим цветом и формой. Затем все вновь садятся в круг, и по кругу проводится игра «Морские растения бывают…». Каждый ребенок говорит, какие бывают морские растения, например: «Морские растения бывают темно-бордовые, похожие на кустики». В завершение экскурсии ребята возвращают водоросли туда, откуда они их взяли. |
© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2005 год
© Эколого-просветительская лаборатория "РОСТКИ", составление и дизайн