ИГРЫ У МОРЯ

Сборник методических материалов подготовлен  Представительством  корпорации «ИСАР Инк.» (США) во Владивостоке и Ресурсно-информационным центром  экологического образования г. Владивостока. Авторы-составители:   Г. М. Чан и О. Г. Пермякова.

 

 

Раздел 5.

Творим своими руками (занятия-мастерские)

 

 

Мастерская № 1.

Путешествие от поверхности до дна Атлантического океана

«В глубины океана», серия «Натуроскоп» (по материалам детского журнала  «Лесничий Рик», Национальная федерация охраны дикой природы, 1992)

 

Понятие

Вертикальные зоны в океане (световая, сумеречная и ночная).

 

Цель

Научить ребят выделять три зоны в открытом море (океане), описать животных, живущих в каждой зоне, и объяснить способы приспособления этих животных к местам своего обитания.

 

Материалы

Для каждого ученика: копия схемы вертикальных зон океана и определителя «Кто есть кто в разных зонах» (приложение № 19 - лист 1  и  лист 2); копия выкройки передней панели бегунка; картон (полтора альбомных листа); клей; ножницы; фломастеры или мелки; степлер (скрепкосшиватель); клейкая лента; бумага; цветные карандаши; школьная доска; картинка батискафа или какого-нибудь другого аппарата, способного погружаться в глубины моря.

 

Введение

Ученым больше всего известны те животные и растения, которые живут в световой зоне, так как она расположена близко к поверхности. Соответственно, воды здесь хорошо просматриваются, их легко изучать. Гораздо меньше люди знают о том, что творится в глубинах. С 1960-х годов ученые начали погружаться в океан на специальных аппаратах, называемых батискафами. Хотя такие батискафы могут быть довольно маленькими (всего 8–10 м в диаметре), они могут выдерживать громадные давления воды на больших глубинах. Помещается в таких аппаратах обычно не более трех человек.

 

Ход занятия

Расскажите детям, что на этом занятии они сделают батискаф в виде бегунка, который продемонстрирует им, что может видеть исследователь, погружающийся в батискафе на дно Атлантического океана. Покажите картинку такого аппарата.

Раздайте копии схемы вертикальных зон океана (приложение № 18), копии передней панели бегунка, картон, ножницы, фломастеры, клей и объясните, что надо делать.

 

Изготовление бегунка

Внутренняя часть

1. Раскрасьте три разные зоны на копии схемы вертикальных зон (учтите, что сумеречная зона разрезана пополам). Световую зону (до 100 м) покрасьте светло-голубым, сумеречную (до 1000 м) синим и ночную (до дна) черным. Не закрашивайте живые существа!

2. Наклейте страницу с зонами на картон.

3. Затем разрежьте копию зон вдоль двух жирных вертикальных линий так, чтобы у вас получилось две полоски. Отрежьте по краям излишки картона, оставьте только немного наверху сумеречной зоны. Это укрепит полоску.

4. Соедините две полоски вместе так, чтобы две части сумеречной зоны совпали. Скрепите полоски клейкой лентой, как показано на рисунке (стр. 106).

Внешняя часть (корпус бегунка)

1. Прорежьте на выкройке верхней панели круг (чтобы сделать дырку в центре, можно сперва проткнуть его острым карандашом). Прорежьте также сбоку от круга маленькое окошечко.

2. Наклейте его на кусок картона, намазав клеем только два боковых его края. Наклеивая, проверьте, чтобы верхняя панель и картон не склеились посередине. Бегунок готов!

 

Погружение сквозь зоны

1. Вставьте склеенную вами картонную полоску с зонами в бегунок так, чтобы через круглое окошко была видна картинка с животными, а через маленькое боковое окошечко — значения глубины и температуры. Проверьте, чтобы бегунок свободно ходил по полоске вверх и вниз. Возьмите степлер (скрепкосшиватель) и скрепите бегунок в четырех местах скрепками, как показано на рисунке, чтобы он не болтался на полоске, а ходил только вверх и вниз.

2. Попросите детей «погрузиться» до дна океана несколько раз и понаблюдать через окошко за животными. Укажите, что одни животные могут казаться больше других только потому, что проплывают ближе к вам. Обратите внимание ребят, что шкала глубин во всех трех зонах разная. Чтобы показать все разнообразие животных в разных зонах, на нашей полоске все три зоны занимают одинаковое место, хотя в реальности сумеречная и ночная зоны гораздо больше световой. Кроме того, можете отметить, что температуры указаны средние. В океане температура воды сильно зависит от времени года и географического места.

3. Раздайте ребятам копии «Кто есть кто в разных зонах» (приложение № 18). Если вы работаете с младшими школьниками, можно разобрать информацию этой страницы вместе с ребятами. Старшие могут сами изучить характеристики каждого животного.

4. Попросите детей раскрасить животных в соответствии с той информацией, которую они узнали. После этого спросите ребят, могут ли они сделать какие-нибудь выводы об особенностях обитателей в разных зонах. (Животные в сумеречной и ночной зонах обычно мельче тех, что живут в световой зоне; многие животные в сумеречной зоне светятся. Многие животные из световой зоны имеют темную спину и светлое брюхо — это помогает им быть менее заметными как снизу, так и сверху). Объясните также, что, хотя все эти животные обитают в Атлантическом океане, конечно, невозможно увидеть всех одновременно в одном и том же месте. Жизнь в океане распределена по всей толще воды, и животные постоянно передвигаются.

5. Чтобы закончить занятие, дети могут придумать стихи и рассказики о тех животных, которых увидели в разных зонах жизни океана. Можно предложить детям раскрасить корпус бегунка — может быть, им удастся представить, как выглядит внутренность батискафа, из которого они наблюдали жизнь океана.

вверх 

 

 

Мастерская № 2. Кто мои соседи?

Г. М. Чан, Центр детского творчества г. Владивостока

Понятия

Биоценоз, видовой состав, абиотические условия.

 

Цель

Показать детям многообразие водоемов, условий жизни в них и различия видового состава разных водных биоценозов.

 

Материалы

Бумага для рисования; фломастеры; ножницы; клей; иллюстрации и литература с изображением и информацией об обитателях изучаемых водоемов.

 

Введение

Видовой состав обитателей каждого водоема зависит от условий этого водоема — солености, температуры воды, глубины, типа грунта и т. д. В разных водоемах эти условия сильно различаются, что и определяет их разный видовой состав.

 

Ход занятия

Разделите детей на три группы: обитатели местного морского водоема (приморский гребешок, звезда и т. д.), обитатели не местных морей — северных (моржи) или южных (кораллы), пресноводные обитатели (караси). Названия водоемов напишите на доске (например, Амурский залив, Северный Ледовитый океан, озеро Ханка). Покажите на глобусе (или карте), где находятся эти водоемы.

Каждая группа должна определиться, в каком водоеме она живет, и объяснить, почему она выбрала именно этот водоем (какие условия ей необходимы для жизни). После обсуждения учитель на доске рядом с названием водоема пишет соответствующие ему названия обитателей: Амурский залив — приморский гребешок; Северный Ледовитый океан — моржи (Индийский океан — кораллы); пресноводное озеро — караси.

Далее группы получают задание нарисовать своего обитателя, для которого они выбрали водоем: карася, моржа (кораллы) или приморского гребешка. Кроме того, перед каждой группой ставится задача нарисовать и других обитателей этого водоема, то есть его соседей.

В помощь детям можно дать книги, картинки, из которых они могут почерпнуть необходимую им информацию. При необходимости учитель консультирует каждую группу, помогает распределить объекты для рисования.

Итогом этой работы являются три картинки-коллажа, изображающие биоценозы трех, отличающихся составом своих обитателей, разных водоемов: местного водоема (в данном случае Амурского залива), Индийского или Северного Ледовитого океана; пресноводного озера.

вверх

 

 

Мастерская № 3. Движущиеся глаза

Цель

Показать, как взрослая плоская рыба (например, камбала) приспосабливается к жизни на морском дне.

 

Материалы

Кусочек пластилина величиной с лимон; две черные горошины; лист клейкой бумаги.

Введение

Океаническая среда может быть разделена на две основные области — толщу воды и морское дно. Растения и животные, обитающие в этих областях, ведут разный образ жизни.

Океаническое дно может быть разделено на три основных зоны. Прибрежная зона, где властвуют приливы и отливы, называется литораль. Сублиторальная зона тянется от линии отлива к краю континентального шельфа. И, наконец, дно открытого океана — глубоководная зона. Каждая из этих зон имеет различные по численности и видовому составу организмы.

Организмы литоральной зоны способны переносить ежедневные обсыхания и заливания водой в зависимости от прилива и отлива. Многие растения и животные прикрепляются к камням и остаются неподвижными, пока вода движется. Некоторые из них, такие как моллюски литторины, имеют тяжелые раковины для собственной защиты, другие, например крабы и черви, зарываются в мокрый песок.

Сублиторальная зона начинается от линии низкого отлива и тянется в глубь океана. Глубина этой зоны около 100 метров. Здесь обычно тепло и достаточно света, поэтому тут можно найти и водоросли, и другие растения. Эта часть морского дна заселена различными живыми организмами, которые ползают, прикрепляются ко дну, роют норы, плавают над морским дном. Эта зона богата питательными веществами, разлагающимися растениями и животными. Когда волны приводят воду в движение, питательные вещества поднимаются на поверхность и становятся пищей животных, обитающих в толще воды.

Именно в этой зоне живет удивительная рыба, о приспособлении которой мы и будем говорить.

 

Ход занятия

1. Слепите из пластилина рыбу с округлым туловищем.

2. Поместите глаза-горошины по обе стороны головы рыбы.

3. Разместите рыбину брюшком вниз на листке бумаги.

4. Осмотрите форму тела и расположение глаз-горошин.

5. Передвиньте левый глаз рыбы к центру ее головы, на макушку.

6. Поверните рыбу на левый бок, слегка приплюснув тело и голову.

7. Вновь посмотрите на расположение глаз-горошин и форму тела.

8. Передвиньте левый глаз рыбы еще ближе к правому.

9. Сделайте тело рыбы и голову совсем плоскими, как показано на рисунке.

10. Осмотрите последний раз положение горошины и форму тела рыбы.

 

Результат

Глаза-горошины с левой стороны тела рыбы передвигалась постепенно до тех пор, пока обе горошины не оказались на одной (правой) стороне головы. Форма тела рыбы при этом изменилась от округлой до совсем плоской. Почему?

Горошины представляют собой глаза обычной плоской рыбы. Вся молодь такой рыбы имеет общую для всех рыб форму: округлое тело с глазами по обеим сторонам головы. Пластилиновая модель в этом опыте не меняла размеры, но и в природе молодь плоской рыбы начинает изменять форму тела в зависимости от возраста. Один глаз медленно начинает двигаться к макушке головы. В этом случае рыба движется к океаническому дну, находясь на «слепом» (незрячем) боку. За короткий промежуток времени тело рыбы делается все более плоским, и теперь уже ее глаза находятся близко друг к другу на одной стороне головы.

Около трех четвертей всех плоских рыб лежат именно на левом боку. Плоские рыбы есть во всех частях мира. Они плавают около морского дна. Глаза их действуют независимо друг от друга, и рыба может видеть во всех направлениях. Верхняя сторона рыбины по цвету обычно схожа с морским дном, на котором она лежит. Некоторые из таких рыб для лучшей маскировки даже способны менять окраску, как ящерицы-хамелеоны.

вверх

 

 

Мастерская № 4. Лунная ночь

С. В. Журова, г. Владивосток

 

Цель

Показать детям красоту и неповторимость моря в различных его состояниях. Познакомить ребят с творчеством И. К. Айвазовского. Освоить интересную, нестандартную технику оттиска с аппликации.

 

Материалы

Для учителя: глобус; модель полиэтиленового моря (см. описание занятия).

Для каждого ребенка: два листа бумаги, желательно, один больше другого (например, белая писчая бумага, лист формата А4 (210 х 297 мм) и ватман формата A3 (297 х 420 мм)); кисть для клея; ножницы; гуашь широкая; щетинистая кисть; набор бумаги разной фактуры (обрезки рельефных и гладких обоев, калька, гофрированная, обычная гладкая и т. д.).

 

Музыкальный ряд. Сюита Чюрлениса «Море».

Художественный ряд. Картины И. К. Айвазовского.

 

Ход занятия

Дети входят под звуки музыки, рассаживаются и вслушиваются в них. Можно поговорить о том, какие чувства и образы рождаются в их воображении. (Волны, ветер, дождь и т. д.) Затем перейти к рассматриванию глобуса. Покажите, где расположены суша, моря, океаны.

Мировой океан так велик, что занимает большую часть нашей планеты. Жизнь на планете зародилась в морских глубинах, и, может быть, поэтому море так привлекает и так пленит нас.

Чтобы привлечь внимание детей к цветовой гамме моря, можно показать детям модель «полиэтиленового моря». Ее можно изготовить заранее, наклеив на небольшой планшет обрезки цветной бумаги холодных тонов, накрыв сверху куском светлого прозрачного полиэтилена. Затем полиэтилен произвольно сдвигают в складки и закрепляют клеем, скотчем или иглой. Получаются складки, похожие на волны. Рассматривая модель с детьми, можно спросить их: «Какие цвета вы видите на поверхности «моря»?» Можно объяснить ребятам, что точно так же в море отражаются голубое небо, белые облака, зеленые склоны берегов и т. д. И если на нашей модели «глубина» подцвечена цветной бумагой, то морская вода часто окрашена имеющимися в глубине микроорганизмами, микроводорослями.

Поверхность моря редко бывает гладкой. Тихие ласковые волны сменяются на огромные и грозные водяные валы, перекатывающиеся по морю, то голубому, то синему, то черно-зеленому с фиолетовой глубиной.

Море часто вдохновляло художников. Пейзажи, изображающие море, называются «марина» (франц.). А художников, которые рисуют морские пейзажи, называют маринистами.

Всему миру известно имя Ивана Константиновича Айвазовского — русского живописца-мариниста. Рассмотрев репродукции его картин, можно задать детям вопросы типа: «Как выглядит море?», «Какого оно цвета?», «В каком состоянии (штиль, шторм, буря)?», «Какими по размеру выглядят люди на фоне волн?», «Что хотел показать этим художник?».

Следует обратить внимание детей на то, что Айвазовский использовал традиционную технику рисования, а произведение, которое вы будете выполнять всем классом, — это морской пейзаж в технике монотипии (оттиска) с аппликации. И похож этот пейзаж будет на лунную ночь у моря.

 

Ход работы

Ребята рассматривают кусочки бумаги разной фактуры.

Из разных кусков и обрезков ребята вырезают необходимые им объекты: пену, берег, парус, морские камни, морских животных и т. д. Можно оговорить, какие кусочки для каких объектов лучше подходят. Затрудняющимся детям можно предложить несколько вариантов композиционного решения поставленной задачи. Например, нарезая в произвольной форме детали композиции, следует обратить внимание детей на законы перспективы: когда мы изображаем далекие предметы, то на картине они должны быть мельче, а близкие — крупнее.

Вырезанные детали или объекты ребята наклеивают на лист белой бумаги в виде аппликации. После того как аппликация готова, наносят прямо по всей поверхности широкой кистью краску любого понравившегося цвета (или нескольких цветов), закрашивая весь лист. Для этой работы понадобится только гуашь, причем она не должна быть засохшей.

После этого сверху аккуратно накладывают лист плотной бумаги (ватман) так, чтобы его края равномерно выступали со всех сторон, оставляя большие поля, так чтобы закрашенная слоем краски аппликация находилась посередине. Ладошками тщательно приглаживают лист и снимают готовую работу, на которой аппликация оставила четкий оттиск. Этот оттиск и есть ваша уникальная картина, выполненная в технике оригинальной монотипии.

В конце занятия устраивается просмотр работ. Все работы получаются оригинальными и неповторимыми.

вверх

 

 

Мастерская № 5. Форма рыбки

Практическое руководство по ознакомлению детей с водными экосистемами,проект «Дикая природа», Совет по экологическому образованию США (перевод Елены Московкиной, редакция Галины Чан)

 

Понятия

Адаптация, окраска, маскировка, среда обитания.

 

Цель игры

Для дошкольников: показать, как форма тела и окраска рыб помогает им приспособиться к жизни в определенных условиях.

Для школьников: показать, каким образом различные адаптации рыб помогают им выживать в конкретном месте обитания.

 

Материалы

Пять карточек (приложение № 20) по каждому из четырех видов адаптации: рот, форма тела, окраска, воспроизводство (для дошкольников используются только карточки с изображением формы тела и окраски); наборы для рисования и бумага; литература с изображением ярко иллюстрированных рыб; комплект карточек с изображением рыб с разнообразной формой тела и окраской.

 

Введение

Обитатели водной среды в том виде, в котором мы их сегодня знаем, — это результат их длительного и непрерывного приспособления к изменяющимся условиям жизни. Умение адаптироваться является главной особенностью, благодаря которой вероятность сохранения численности животных увеличивается.

Если среда обитания меняется, то выживают лишь те виды, которые способны изменяться вместе с ней. Остальные обречены на полное или частичное исчезновение.

Каждая среда обитания отличается большим разнообразием природных условий, даже отличные друг от друга рыбы способны жить и развиваться здесь вместе абсолютно свободно.

Некоторые виды адаптации рыб приведены ниже, в таблице «Информация для учителя» (на стр. 113).

 

Ход занятия

Первый этап

1. Поручите ученикам найти или нарисовать картинку животного с особым способом приспособления к окружающей среде: жирафа, сову и др.

2. Организуйте общеклассовое обсуждение ценности различных видов адаптации для животных. Попросите учеников выявить способы приспособления человека к среде своего обитания, обсудите их.

3. Соберите картинки и рисунки учеников, а затем разделите их на группы в соответствии с видом адаптации:

— защитный окрас, маскировка;

— очертания, форма тела, обтекаемость;

— тип рта, поведение при приеме пищи;

— способ размножения;

— другое (для дальнейшей игры не понадобится).

Примечание: для дошкольников три первых этапа необязательны. Далее потребуются только карточки с формой тела и окрасом.

4. Учащимся необходимо разбиться на пять или более групп по четыре-шесть человек. После этого раздайте каждой группе учеников по четыре карточки (одна карточка — один вид адаптации). При необходимости сделайте дополнительный набор карточек.

5. Попросите каждую группу учеников создать свою рыбу, опираясь на данные полученных карточек:

— придумать причудливую форму рыбе и изобразить ее;

— дать рыбе название;

— нарисовать и описать среду ее обитания.

Второй этап

1. Попросите каждую группу участников по очереди представить перед остальными свой проект: рассказать об особенностях созданной рыбы; о том, как она приспособлена для выживания в данной среде обитания, включая особенности ее адаптации к этой среде обитания.

2. Для школьников: попросите учеников сделать выводы о значимости адаптации для рыб и других животных.

 

Дополнительные возможности игры

1. Возьмите любую карточку с указанным на ней способом адаптации и найдите реально существующую рыбу, которая адаптируется представленным на карточке способом. Для выполнения этого задания раздайте учащимся специальную литературу, обращая внимание прежде всего на яркие иллюстрации.

2. Изучите найденный пример, опишите образ жизни данной рыбы. Поразмыслите над тем, какой должна быть среда ее обитания, учитывая окраску рыбы, форму тела, тип рта.

 

Обсуждение

Для дошкольников

1. Раздайте детям карточки с изображением рыб с разнообразной формой тела и окраской.

2. Попросите их показать всей группе изображения рыб:

— имеющих на теле вертикальные полосы (такие рыбы незаметны среди растений);

— имеющих горизонтальную плоскую форму тела (такие рыбы живут на дне);

— которые незаметны сверху (у них спина окрашена темнее, чем брюшная сторона тела).

Для школьников

1. Назовите по два примера адаптации рыб по способу воспроизводства, форме тела, окраске, рту; объясните их преимущества.

2. Придумайте животное, способное адаптироваться к жизни в вашем школьном уголке (на вашем пришкольном участке). Определите, какими будут его рот, форма, окраска, способ воспроизводства, «меню», место, где можно спрятаться, и т. п. Нарисуйте и объясните полученный результат.

 

 

 

вверх

 

 

Мастерская № 6. Несколько способов сочинения стихов

Собраны Анной Галимовой, адаптированы к теме моря Галиной Чан

 

1. Способ пятистрочья

Предмет стиха (одно слово).

Прилагательные (два слова).

Действия предмета (три слова).

Мое отношение к предмету (четыре слова).

Ассоциация (одно слово).

Например:

Море,

Шумящее, пенящееся,

Катает камешки по дну.

Любуюсь красотой его прибоя.

Каникулы.

 

2. «Цветной» способ

Прежде чем приступить к сочинению стихотворения, решите, о каком цвете вы будете писать. Оглянитесь, составьте список всех попавшихся на глаза предметов выбранного цвета. Затем придумайте несколько предложений о каждом предмете. Например, зеленый цвет:

Я вижу зеленый лист клена.

Зеленая гусеница ползет по травинке.

В море волна колышет зеленые заросли зостеры.

Или составьте одно предложение, в котором отражена взаимосвязь увиденных вами объектов. Например, голубой цвет:

Голубое небо над моей головой

Сливается с голубизной моря

У голубой линии горизонта…

Можно с определенным цветом связать образ понравившегося объекта природы. Например, моря:

Бирюзовую сережку море вновь подарит мне,

Бирюзовою волною смоет след мой на песке…

Попробуйте написать стихи о каком-нибудь другом, необычном цвете (например, о сиреневом). Добавьте юмористические строки, чтобы ваше стихотворение стало интереснее. С помощью цвета можно выразить свои чувства:

Когда я вижу что-нибудь синее,

Я представляю,

Будто погружаюсь в морскую бездну…

 

3. Из двух — много

Каждая строка этого стихотворения состоит всего из двух слов. Можно написать сколько угодно строк, но в каждой должно быть не более двух слов.

 

Коралловый риф

В моей руке

Горсть песка.

Поворачиваю руку

Ладонью вниз —

Сверкающий песок

Медленно опускается

На морское дно.

Зачарованно наблюдаю…

Передо мной

Коралловый риф…

 

Море

Свинцовое и голубое,

Бушующее и спокойное.

Среда обитания,

Колыбель жизни —

Соленое море…

 

Японское море

Друза мидий,

Морской гребешок,

Оранжевые пятна

На спине патирии.

Зеленые ленты

Морской травы,

Ульва продырявленная

У кромки воды…

Япономорское побережье.

 

4. Стихотворения-прикосновения

Это стихотворения о том, как мы чувствуем предметы на ощупь. Например, дерево. Кора его может быть шершавой, листья гладкими, а маленькие веточки — мягкими. А какое ощущение испытываешь, держа в руках раковину морского гребешка?!

Поверхность раковины гребешка

Волнистая,

Как поверхность моря —

Дома, где он живет.

Край раковины острый,

Как вершина волны,

С которой ветер срывает пену…

А на верхней створке могут

Расти водоросли

И усоногие раки —

Его близкие соседи.

вверх

 

 

Мастерская № 7. Коллективный рассказ

Предоставлено Е. Н. Лубенской, г. Арсеньев

 

Участники садятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них начинает рассказ о своем путешествии. На самом интересном месте он обрывает его и говорит: «Продолжение следует в номере…» Участник, чей номер объявлен, должен тотчас же продолжить рассказ, но спустя некоторое время оборвать его на интересном месте и сказать: «Продолжение следует в номере…» Тогда рассказ подхватывает следующий, сидящий под соответствующим номером, и так до тех пор, пока все не примут участие в рассказе.

Ребята должны помнить, что рассказывать надо географически правдоподобно. Продолжать рассказ надо с того географического пункта, на котором остановился предыдущий рассказчик, но, конечно, дальнейший маршрут путешествия каждый может придумывать по-своему.

 

 

 

Мастерская № 8. Цвет морских растений

(изготовление коллективного коллажа «Морские растения»)

Г. М. Чан, Центр детского творчества г. Владивостока

 

Цель

Показать детям способ выражения цветового разнообразия оттенков морских растений (водорослей и трав).

 

Материалы

Пластмассовое ведро; полиэтиленовые пакеты по количеству детей в группе; прозрачный сосуд объемом 3–5 л; небольшие тарелочки по количеству детей; несколько наборов гуаши (один на 2–3 человека); кисточки и палитры по количеству детей; мелованная бумаг размером 10 х 10 см (несколько листочков для каждого участника); лист ватмана; музыкальное сопровождение («Цветная музыка»: сюита Чюрлениса «Море»; музыка Поля Мориа и др.).

 

Введение

Занятие проводится сразу же после возвращения с прогулки к морю (смотри экскурсию «Цвет морских растений» на странице 63).

В конце прогулки все собранные растения необходимо поместить в пластмассовое ведро (около 3 л), залить водой и взять с собой в лагерь. Те растения, которые собраны индивидуально, каждый ребенок уносит с собой в полиэтиленовом пакете. Лучше, если это занятие будет проводиться на открытой площадке, где будут оборудованы столы для работы.

Ход занятия

Принесенные водоросли и морские травы поместите в прозрачный сосуд на столе педагога. Каждый ребенок помещает свое растение в отдельную небольшую тарелочку на своем рабочем столе. Еще раз вместе с детьми рассмотрите принесенные растения.

Покажите детям большой лист ватмана, покрытый голубой гуашью. Спросите, похож ли цвет этого листа на цвет морской воды, и предложите детям заселить ее морскими растениями, которые мы сделаем сами.

Сначала педагог показывает, как делать, после чего дети приступают к работе.

Техника изготовления морских растений (техника монотипии)

1. На палитру наносим гуашь того цвета, какое растение мы будем изображать (например, бурый цвет). Консистенция гуаши должна быть средней густоты, не содержать много воды.

2. Сверху на гуашь накладываем лист бумаги, хорошо прижимаем, разглаживая тряпочкой в разные стороны.

3. Убираем тряпочку и резко сдергиваем листочек с палитры — на нем останется отпечаток гуаши в виде кустика или другого узора.

4. Из высохшей заготовки вырезаем форму водоросли, которую мы хотим изобразить (либо целая пластинка неопределенной формы, либо различного рода разветвления, либо тонкие длинные шнуры, либо в виде удлиненной рюши и т. д.).

Предложите детям, перед тем как приступить к работе, еще раз рассмотреть свое растение, подобрать на палитре цвет, соответствующий его раскраске, и далее вырезать форму именно этого растения.

Включите музыку.

Каждый ребенок может сделать несколько растений, а по окончании занятия наклеить их на голубой лист ватмана, который оживет и станет как бы небольшой частичкой моря и украсит помещение, в котором находятся дети во время отдыха.

После занятия все водоросли и морские травы лучше вернуть в море.

вверх

 

 

Мастерская № 9. Подвески из раковин

«Детская книга природы: 365 интересных занятий дома и на прирде» (Сюзан Милорд), «Детские проекты по основам природоведения: 101 интересное исследование» (Присцилла М. Такер)

 

Вариант 1

Когда вы гуляете по песчаным морским пляжам, вы можете найти на берегу много морских раковин и всяких других интересных вещей. Поищите гальки из окатанного стекла, отполированные водой кусочки дерева и плавника, пустые панцири крабов и морских звезд. Может быть, вам удастся найти камешки и кусочки раковин, облепленные морскими желудями и другими усоногими рачками.

Что можно сделать со всеми этими сокровищами? Сделайте «оберег» — подвеску из ваших находок (рисунок 1). Он будет постоянно напоминать вам о путешествии к морю. Кусок плавника можно использовать как поперечину, к которой нужно привязать в разных местах и на ниточки разной длины ваши сокровища. Саму поперечину можно привязать к потолку, перекладине перил, оконным струнам, настольной лампе — куда захотите. Чтобы сбалансировать все элементы вашей подвески, по требуется немного практики и хороший художественный вкус, но это хорошее занятие в дождливый день, когда прогулка на море невозможна.

Вариант 1

Коллекцию раковин, которые вы насобирали на морском берегу, можно использовать очень необычно и занимательно. Конечно, самые красивые сувениры — это раскрашенные панцири плоских морских ежей и звезд, но подвеска из раковин двустворчатых моллюсков совсем не хуже! (Важное замечание: на занятии потребуется помощь взрослого.)

Необходимые материалы: корзина, полевой определитель раковин, (пластиковая крышка 10–12 см в диаметре (можно от банки из-под масляной смеси или из-под мороженого), крепкая леска, множество разных раковин, клей типа «Супермомент», перфоратор или дырокол для бумаги, дрель с тонким сверлом.

 

ХОД занятия

1. Совершите прогулку на морской берег и насобирайте разные по размеру и цвету раковины брюхоногих и двустворчатых моллюсков.

2. Определите их с помощью полевого определителя и разных книжек.

3. Теперь изготовьте «оберег» — подвеску из раковин. Возьмите пластиковую крышку и пробейте в ней дыроколом 4–5 дырок по одной стороне. Дырки должны отстоять от края крышки по крайней мере на один сантиметр. Это будет нижняя сторона подвески. На верхней стороне пробейте одну дырку для подвязывания вашего украшения.

4. Попросите взрослого просверлить дырки в наиболее толстой части раковин.

5. Привяжите раковины к кускам лески разной  длины. На одну леску можно привязать одну или две-три раковины. Пофантазируйте по поводу общего дизайна подвески — вы можете сделать ее симметричной и асимметричной. Другой конец лесок привяжите к дыркам в пластиковой крышке. Чтобы закрепить узлы на леске, сверху на узел выдавите капельку клея.

6. Проденьте через верхнюю дырку крышки леску и сложите ее вдвое для прочности. Завяжите узел и закрепите его небольшой капелькой клея.

7. Одну из сторон крышки намажьте клеем и покройте ее мелкими раковинами. Дайте изделию высохнуть.

8. После того как раковины хорошо приклеились, намажьте клеем другую сторону крышки и также покройте ее мелкими раковинами. Положите подвеску на просушку.

9. Повесьте готовый оберег на окно. 

вверх

 

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2005 год

© Эколого-просветительская лаборатория "РОСТКИ", составление и дизайн