Экология рыб

Места обитания лосося

Видео

Методики для учащихся

Лососи  Сахалина и Курил

Люди и лосось

Книги и статьи

Словарь

 

Сделай водно-болотное угодье

Уровень: для учеников 2-7 классов.

Задачи: Путем построения трехмерной модели, познакомиться с географическими принципами, а также узнать как о водном, так и о наземном компонентах водно-болотных угодий. Понять, что водно-болотные угодья - это результат сложного взаимодействия животных, растений и абиотических компонентов среды. Научиться строит трехмерные макеты.

Продолжительность: Один урок на чтение предлагаемых материалов (продолжительность зависит от уровня подготовки и возраста) или ознакомление с водно-болотными угодьями по другим источникам. Два урока по 40 - 60 минут на изготовление макета из папье-маше и его раскрашивание. По выбору: короткая полевая экскурсия для сбора веточек, гальки, мхов и т.д.

Подсобные материалы: необходимое число экземпляров описаний пяти типов водно-болотных угодий с иллюстрациями, фанера, деревянные обрезки или маленькие коробки для основания модели, старые газеты, клей для обоев или белая мука, миски и ложки для перемешивания, клейкая лента, ножницы, клей, гуашевые краски, кисточки для красок, прозрачный лак, разнообразные трубки, туалетная бумага, зубочистки, мелкие игрушки. Дополнительно: палочки/веточки, галька, трава, мох, пакеты для сборов.

Порядок проведения занятия:

1. Разделите учеников на группы, и пусть каждая группа прочтет описание одного типа водно-болотных угодий, а затем расскажет всем остальным, или пусть все прочтут все описания. Младшим школьникам можно прочитать описания вслух и затем предложить каждому выбрать один из типов водно-болотных угодий.

2. Пусть ученики подчеркнут в описаниях названия всех компонентов, составляющих их тип водно-болотного угодья. Затем можно выписать отдельно «биотические» (живые) и «абиотические» (неживые) компоненты.

3. Дополнительно (по выбору): Возьмите учеников на небольшую экскурсию с тем, чтобы собрать немного веточек, гальки, листьев, мха и, может быть, мертвых насекомых или раковин улиток. Объясните, что нужны только небольшие количества, и что для этого занятия лучше собрать только уже мертвые организмы. Для сборов полезно взять с собой небольшие пакеты и ножницы. Даже зимой можно собрать веточки, гальку и соскрести мох с нижней стороны ступенек (или старых досок).  В разделе «Полевые экскурсии» представлена дальнейшая информация и возможные идеи в связи с этим заданием.

4. Предложите ученикам сделать из папье-маше макеты тех типов водно-болотных угодий, которые они выбрали. В макет должны быть включены, по крайней мере, три биотических (например: круглоносый плавунчик, улитки, трава) и три абиотических (снег, гравий, вода) компонента из приведенного выше списка. Сначала макет надо раскрасить, а потом к нему можно приклеить вырезанные из бумаги или собранные во время экскурсии мох, гальку и т.п., и таким образом показать компоненты водно-болотных местообитаний.

а) Размешайте как следует обойный клей или муку с водой, чтобы не было комков.

б) Разорвите газетные листы на полоски примерно Зсм шириной и 20 длиной.

в) В качестве основания макета, возьмите коробку и с помощью ножниц придайте ей (вырежьте из нее) нужную для макета форму.

г) Скомкайте газету в несколько плотных комков и прикрепите их с помощью клейкой ленты в месте, где на вашем макете должны быть холмы или кочки.

д) Кисточкой нанесите на газету клей.

е) Придайте вашему рельефу желаемую более сглаженную форму, наклеивая слоями газетные полоски и размазывая пасту (клей) между слоями.

ж) Дайте вашему основанию высохнуть хотя бы в течение одного дня.  Затем весь макет покройте толстым слоем краски.

з) Чтобы закрепить и сделать макет более прочным, покройте его лаком.

и) Прикрепите растения и животных из бумаги или те веточки, мох и гальку, которые вы собрали па экскурсии, чтобы макет вашего речного коридора, тундры, болота, пляжа или литорали выглядел законченным.

к) Для обозначения компонентов водно-болотных угодий на макете используйте бумажные этикетки, прикрепленные к зубочисткам.

Дополнительные задания:

1. Предварительная проверка. 5-7 классы. Дайте ученикам задание за три минуты написать на листе бумаги все, что они знают о водно-болотных угодьях.

2. Распределите материалы для чтения. 4-7 классы.  Распределите материалы для чтения между четырьмя группами так, чтобы каждая группа выучила и рассказала классу об одном из типов водно-болотных угодий. Это позволит приобрести навыки совместной работы в группе, а также потренироваться в устном представлении материала.  Дайте задания нарисовать растения, животных и абиотические части водно-болотных угодий, подготовить и сделать устное сообщение, провести самостоятельное исследование, используя дополнительный источник информации и т.п.

3. Подчеркните ключевые концепции. 4-7 классы. Для того, чтобы ученики внимательно читали тексты описаний, дайте им задание подчеркнуть все компоненты для всех типов водно-болотных угодий.  Можно также составить списки биотических (живых) и абиотических (неживых) компонентов.

4. Проведите прямые сравнения.  5-7 классы. Предложите ученикам провести сравнение и противопоставление между различными типами водно-болотных угодий путем составления таблиц, списков, кратких словесных характеристик. Упражнение способствует приобретению навыков критического мышления.  Примеры вопросов:

•    Опишите три свойства, общие для всех названных типов водно-болотных угодий.

•     Назовите по две характеристики для каждого типа водно-болотных угодий, свойственные только для этого типа.

•     Какие из этих водно-болотных угодий соленые?

•    Какие из перечисленных типов водно-болотных угодий встречаются неподалеку от вашей школы?  Одним предложением объясните, почему оно относится именно к этому типу, а не к какому-либо другому.  Пример ответа: Ближайшее к поселку Галина пресноводное болото не является илистым мелководьем (ваттом), потому что на нем много травянистой растительности.

5.  Нарисуйте и прикрепите этикетки. 2-7 классы.

а) Пусть каждый ученик, внимательно прочитав описание, сделает рисунок своего водно-болотного угодья.

б)  Если ученики уже побывали на полевой экскурсии в водно-болотном угодье и познакомились с тем, как там функционируют цепи питания, они могут на рисунках обозначить компоненты с помощью этикеток; стрелками можно показать связь между компонентами.  За каждое правильно названное растение, животное, абиотический фактор и правдоподобную связь полагается одно очко (каждый ученик должен уметь объяснить и ответить на вопрос о любом из компонентов или их взаимосвязях).

6. Сделайте большой макет всем классом.

Вместо индивидуальных макетов из папье маше, предложите классу сделать один большой макет, который бы представлял ландшафт со всеми пятью типами водно-болотных угодий. Дайте индивидуальные задания (например, сбор и организация материалов, планировка ландшафта) или пусть каждый ученик сделает свою часть макета.

7.  Найдите картинки. 4-7 классы.

Найдите картинки изображающие два совершенно разных водно-болотных угодья, но относящихся к одному и тому же типу, разъясните учителю или классу хотя бы одно важное отличие между этими двумя водно-болотными угодьями. Например, ученик может найти изображение болота расположенного на морском побережье и пресноводного болота, и объяснить, что в одном вода пресная, а в другом соленая. Можно также сравнить изображение тундры зимой и тундры летом, или низинного болота, расположенного в тропиках и низинного болота, расположенного в высоких широтах. Ученики могут заметить, что отличаются виды цветов, высота растений или виды животных. Упражнение способствует развитию критического мышления, наблюдательности, умения работать с литературой.

Примечание: подобное небольшое устное занятие хорошо подходит для приобретения дополнительных очков, а также для заполнения времени во время ожидания своей очереди в библиотеке. Для более младших школьников выберите книжки с рассказами, энциклопедии, учебники и т.д. и разложите их на столе.

8. Представьте и опишите. 5-7 классы. Дайте ученикам задание найти картинки, изображающие тундру в книге или журнале.  Попросите их описать устно или письменно примерно в одном обзаце, на что может быть похоже гнездо в таком местообитании. (Мокрое, шумное, тихое, продуваемое, тихое? Темное или светлое и до какого времени? Из каких материалов сделано?)

9. Другие типы водно-болотных угодий. 5-7 классы. Пусть ученики познакомятся с другими типами водно-болотных угодий. Они могут сами подумать, какие они могут быть, или вы можете предложить им различные типы верховых болот. Дайте задание сравнить в табличной форме использование местообитаний арктическими куликами и описания этих местообитаний.

вверх

Кулики, гнездящиеся в Арктике. Учебная программа для учащихся 5-11 классов, Служба Рыбы и Дичи США, 2001 г.

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год