|
|||||||||||||||||||
Предварительная информация: Пресноводные водно-болотные угодья и те, которые расположены вдоль морских побережий, обеспечивают уникальные местообитания для большого разнообразия растений и животных. Они являются питомником для бесчисленных форм жизни. Пресные водно-болотные угодья часто становятся своеобразным буфером как во время наводнений, так и во время засух. Поглощая излишек воды во время разлива, водно-болотные угодья набухают от притока воды и тем самым снижают риск затопления ниже по течению. В сухие периоды, водно-болотные угодья сохраняют драгоценную влагу после того, как другие пруды и озера уже пересохнут. Водно-болотные угодья обладают уникальной способностью улавливать илистые и другие твердые частицы, обеспечивая разложение многих токсичных веществ и нейтрализацию канализационных отходов с помощью микроорганизмов. Однако, следует помнить, что какими бы удивительными они ни были, действие и емкость водно-болотных угодий имеют свои пределы. Избыточное загрязнение может разрушить и водно-болотное угодье. Многие функции водно-болотных угодий могут быть исследованы с помощью метафор. Метафора - это яркое образное сравнение (без использования слов «похожий» или «такой как» ). Примерами метафор могут служить такие выражения как: «дерево - это дом»; «книга - это кладезь премудрости» ; «этот человек - неприступная крепость». В ходе занятия, различные характеристики водно-болотных угодий будут проиллюстрированы с помощью разнообразных предметов с тем, чтобы помочь ученикам представить (т.е. «мысленно нарисовать») и запомнить ценные свойства водно-болотных угодий. Уровень: для учеников 2-9 классов Задачи: Найти метафоры, которые помогли бы понять основные условия, необходимые для существования водно-болотных угодий, и процессы в них происходящие. Понять ценность водно-болотных угодий. Рассмотреть взаимодействия между живыми организмами в водно-болотных экосистемах. Использовать навыки анализа и его практического применения, научиться формулировать концепции, поучиться работать в небольшой группе и делать сообщение перед аудиторией. Продолжительность: один урок (30 минут) Подсобные материалы: Большая непрозрачная емкость (наволочка, мешок или коробка), губка, маленькая подушка, взбивалка для яиц, кукольная кроватка или кукла-голыш, сито или решето, банка консервированного супа. Дополнительно и по выбору для более младших учеников: картинки, которые иллюстрируют другие свойства (сад - для обозначения продуцирования растительной пищи для животных; аэропорт - для обозначения мест приземления и взлета мигрирующих птиц и т.п.). Необходимые приготовления: Приготовьте «Таинственное вместилище метафор»: сложите предметы, которые вы будете использовать в качестве метафор, в непрозрачный мешок или коробку. Порядок проведения занятия: 1. Обсудите с классом процессы, происходящие в водно-болотных угодьях и значение слова метафора (или «метафорический предмет»). Метафора используется для яркого образного сравнения. Например: «Зарянка -маленький кусочек красного кирпича» или «Ржанки в своих пестрых фраках и т.п. 2. Объясните ученикам, что предметы можно использовать для обозначения жизнедеятельности водно-болотной экосистемы. 3. Теперь достаньте «Таинственное вместилище метафор». Скажите ученикам, что все, что есть в этом «вместилище», может быть метафорой, относящейся к функциям водно-болотных угодий. 4. Разбейте класс на шесть отдельных групп. Объявите, что представители каждой группы по очереди должны будут вынимать по одному предмету из контейнера. 5. Пусть один из представителей достанет предмет из контейнера (вместилища).
6. Когда каждая группа достанет по одному предмету, попросите их описать и продемонстрировать взаимоотношения между их предметами и водно-болотными угодьями. Посоветуйте ученикам пользоваться идеями друг друга. Основые указания приведены в схеме на предыдущей странице. Обязательно отведите ученикам время на обсуждение между собой в их группах прежде, чем представлять их всему классу. 7. Попросите учеников подвести итог, назвав основные функции водно-болотных угодий, которые способствуют сохранению здоровья местообитаний диких животных. Спросите, изменилось ли их собственное отношение к водно-болотным угодьям после проведения этого занятия. Если да, то каким образом? Дополнительные задания: 1. Сочинение стихов. Пусть каждый ученик напишет стихотворение или эссе о водно-болотных угодьях, используя при этом метафоры. Лучше всего провести это занятие после полевой экскурсии. 2. Сделайте из метафоры рисунок. Предложите ученикам, используя карандаши или краски представить метафору как художественный образ (те есть представить дерево как дом, или человека как яблоко, недалеко падающее от яблони). 3. Куличные метафоры. После полевой экскурсии по наблюдению куликов, пусть ученики придумают другие метафоры, которые показывали бы значение или функции водно-болотных угодий в особенности для куликов (например: аэропорт; ресторан; станция заправки автомобилей на пути дальних перевозок; приезд на летние квартиры и т.п.) Для более подготовленных учеников: 4. Исследуйте концепцию питательных веществ. Обратите внимание, что некоторые вещества, которые обычно считают питательными и жизненно важными веществами, в некоторых случаях могут быть вредными. Сначала важно, чтобы ученики могли подробно объяснить, что такое питательные вещества. 3. Куличные метафоры. После полевой экскурсии по наблюдению куликов, пусть ученики придумают другие метафоры, которые показывали бы значение или функции водно-болотных угодий в особенности для куликов (например: аэропорт; ресторан; станция заправки автомобилей на пути дальних перевозок; приезд на летние квартиры и т.п.) Для более подготовленных учеников: 4. Исследуйте концепцию питательных веществ. Обратите внимание, что некоторые вещества, которые обычно считают питательными и жизненно важными веществами, в некоторых случаях могут быть вредными. Сначала важно, чтобы ученики могли подробно объяснить, что такое питательные вещества. Кулики, гнездящиеся в Арктике. Учебная программа для учащихся 5-11 классов, Служба Рыбы и Дичи США, 2001 г. |
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год |