Экология рыб

Места обитания лосося

Видео

Методики для учащихся

Лососи  Сахалина и Курил

Люди и лосось

Книги и статьи

Словарь

 

Водные артерии дикой природы

Уровень: без ограничений.

Длительность: 60-90 минут.

Материалы: раздаточные материалы "Священный круг" и "Что такое водосбор?", 2 больших клубка ниток, ножницы

Введение

Данное занятие поднимает учащихся с мест и вводит их во множество важных понятий и идей, которые являются главными при подготовке к выполнению программы полевых наблюдений за лососями. Во-первых, когда учащиеся образуют круг, они узнают о символическом значении круга в культуре коренных народов. Во-вторых, учащиеся занимаются созданием символического древнего водосбора и узнают, что он функционирует как взаимосвязанная, многогранная, динамичная и сложная сеть. Затем учащиеся наблюдают и воспринимают, что происходит с данным водоразделом, когда части этой динамичной системы подвергаются воздействию или разрушаются. Напряжение в сети ощущается постоянно, и каждая часть подвергается воздействию. Чтобы учащиеся не думали, что все безнадежно, им рассказывают о реальных действиях студентов, членов сообщества, учреждений, организаций и правительств в настоящее время в ходе мероприятий на острове Сахалин по восстановлению здоровых и жизнедеятельных водоемов.

Учащиеся будут знать и понимать:

  • Значение круга в культурах многих коренных народов

  • Важные составляющие водной экосистемы

  • Понятие видов-индикаторов и биологическое разнообразие

  • Роль структур водоема в обеспечении здорового состояния водных бассейнов и конкретная роль лососей и водотока

  • Взаимосвязь всех структур водоема

  • Различные элементы, которые могут оказывать воздействие на водоем

  • Элементы восстановления в водоемах Сахалина.

Ход занятия

Часть 1. Фон

1.      Предложите учащимся прочитать краткое введение и раздаточный материал "Что такое водосбор?". 

2.      Вырежьте Разделы ЧАСТИ ВОДОЕМА и РОЛЬ ВОДОЕМОВ на этих страницах и раздайте учащимся в случайном порядке, предоставляя каждому кусочек водной сети. 

3.      Объясните, что они сейчас представляют часть водоема в действии и что они должны пояснить роль этой части водоема по отношению к здоровому состоянию водоема и лососевым рыбам в водотоке.

 

Составная часть водной системы (водосбора)

Роль водоема

Я – холодная, чистая, свободно-текущая вода в ручье

Моя роль в водоеме – обеспечить условия обитания для рыб, водных насекомых, выдр и множества других представителей живой природы.

Я – корни растений в ручье

Моя роль в водоеме – обеспечить тень и укрытие, а также места отдыха и роста лососей

Я – древесина в ручье

Моя роль в водоеме – обеспечить тень, укрытие и удержать гравий, а также места отдыха и роста лососей

Я – чистый пористый гравий в ручье

Моя роль в водоеме – обеспечить основной строительный материал для самок лосося при выкапывании гнезд, которые называются нерестовыми буграми, для откладки икры (нерест)

Я – берег ручья или прибрежная трава и кустарник

Моя роль в водоеме – обеспечить покров, дополнительно к тени, для регуляции температуры. Осенью мои листья падают в ручей и, в конечном счете, являются пищей для водных насекомых, которыми в свою очередь кормятся лососи.

Я – ива, тополь и ольха в прибрежной полосе или береговой зоне ручья

Моя роль в водоеме – обеспечить тень для регуляции температуры воды и пищу для беспозвоночных во время листопада. Мои корни укрепляют берега.

Я – нагромождение больших валунов в ручье

Моя роль в водоеме – менять течение ручья и служить укрытием для рыб, заводей, и разнообразить места обитания

Я – заводь в ручье

Моя роль в водоеме – обеспечить необходимые места отдыха и роста лососей.

Я – подземная вода

Моя видимая роль в водоеме – снабдить ручьи в засушливые сезоны водой из подземных резервуаров.

Я – трава, осока и камыш

Моя роль в водоеме – обеспечить пищей и местом обитания многие виды дикой природы и насекомых, а также предотвращать эрозию почв.

Я – почва

Моя роль в водоеме – обеспечить основные питательные вещества растениям и место обитания для многих насекомых, например, многоножек, землероек.

Я – лиственные деревья, например береза , чозения, дуб.

Моя роль в водоеме – обеспечить пищу и место обитания для многих видов, а также тень для лососей. Я также вырабатываю кислород, предохраняю почву от эрозии и восполняю питательные вещества почвы.

Я – хвойные деревья, например, лиственница, ель.

Моя роль в водоеме – обеспечить пищу и место обитания для многих видов, а также тень для лососей. Я также вырабатываю кислород, предохраняю почву от эрозии и восполняю питательные вещества почвы.

Я – кустарник, например, смородина, голубика

Моя роль в водоеме – обеспечить пищу и место обитания для многих видов, а также тень для лососей. Я также вырабатываю кислород, предохраняю почву от эрозии и восполняю питательные вещества почвы.

Я – травянистые растения, например, ручьевые фиалки, астры, крупные люпины и обыкновенный красный кустарник

Моя роль в водоеме – обеспечить пищу для диких животных и насекомых, предохранять почву от эрозии и восполнять питательные вещества почвы.

Я – растения заболоченных участков, например, желтые лилии, водный подорожник

Моя роль в водоеме – обеспечить место обитания для огромного количества представителей живой природы, рыб и насекомых. Я также процеживаю осадки и загрязняющие вещества в ручье и являюсь буферной зоной при половодьях.

Я – макробеспозвоночные или водные насекомые, например, веснянки, поденки и ручейники

Моя роль в водоеме – быть основным источником питания для рыб в ручьях, а также для других представителей водной и наземной жизни (птицы). Я также являюсь важным показателем при определении уровня загрязнения в водотоках.

Я – дикий тихоокеанский лосось

Моя роль в водоеме после нереста и смерти – обеспечить пищей миллионы крошечных водных животных, необходимых для поддержания сотен тысяч выклюнувшихся мальков лососей. Я – необходимая часть пищевой цепи, которую потребляют такие животные как медведи, орлы, чайки и тюлени. Я также являюсь видом-индикатором при определении здорового состояния водоемов Дальнего Востока

Я – водные микроорганизмы, например, водоросли, детрит, диатомеи, копеподы

Моя роль в водоеме – быть пищей для молоди лососей и беспозвоночных, например, поденок, которых поедает молодь лососей.

Я – водоплавающие птицы, например, дикие гуси, цапли, лебеди, утки

Моя роль в водоеме – быть необходимыми показателями биоразнообразия и здорового состояния водных экосистем.

Я – гнездящаяся или певчая птица, например, зимородок, воробей, малиновка

Моя роль в водоеме – питаться фруктами и ягодами и разносить семена по всему району водоема

Я – птица-хищник, например, белоплечий орлан, ястреб, сокол, филин.

Моя роль в водоеме – поддерживать естественный баланс экосистемы, поедая мелких животных и рыб.

Я – небольшое млекопитающее, например, землеройка, летучая мышь, кролик, бурундук, рысь, лисица,белка.

Моя роль в водоеме – удобрять почву для растений и быть источником пищи для более крупных животных.

Я – крупное млекопитающее, например, медведь, олень, изюбр,человек

Я занимаю высший уровень в пищевой цепи. Я поддерживаю естественный баланс экосистемы, поедая мелких животных, рыб и растения. 

Я – рептилия, например, черепаха, ящерица, змея

Моя роль в водоеме – быть пищей для таких животных как ястреб и поддерживать баланс экосистемы, питаясь насекомыми и прибавляя питательные вещества в почве.

Я – амфибия, например, тритон, жаба, лягушка

Моя роль в водоеме – поддерживать баланс экосистемы, питаясь насекомыми и прибавляя питательные вещества в почву.

Я – жук, червяк, сороконожка, многоножка

Моя роль в водоеме – создавать высококачественные питательные вещества в почве путем постоянного потребления древесного и растительного материала на лесной подстилке.

 

Часть 2. Водная сеть (артерии) дикой природы

4.      Предложите учащимся с раздаточным материалом образовать большой круг. Находясь в большом кругу, прочитайте вслух с учениками раздаточный материал "Священный круг", чтобы понять значение круга, циклов и колец в культуре коренных народов.

5.      Предложите учащимся, получившим часть материала, где говорится о тихоокеанских лососях, встать в середину круга и дать ему или ей клубок ниток. Ученик должен громко объявить: «Я ТИХООКЕАНСКИЙ ЛОСОСЬ. МОЯ РОЛЬ В ВОДОЕМЕ…». Затем они должны взять клубок и осторожно передать его другому ученику в круге.

6.      Следующий ученик пусть будет представлять макробеспозвоночных в ручье. Он громко объявляет, кто он и свою роль в водоеме. Затем он передает клубок другому ученику в круге. Продолжать эту процедуру, пока не поучаствуют все ученики.

7.      После завершения формирования сети, надо передать клубок ниток обратно представителю тихоокеанских лососей, который находится в середине, таким образом символизируя взаимосвязь всех частей водоема с лососем как видом-индикатором в центре водной экосистемы. Как руководитель, в данной ситуации подчеркните концепцию взаимосвязи между экосистемой и водоемом, биоразнообразием и видами-индикаторами.

Часть 3. Напряжение и разрыв сети

8.      Начните анализировать некоторые разрушительные силы, которые могут быть в данном целостном водоеме при неправильном управлении. Используйте схему ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОДОЕМ как руководство по некоторым возможным проблемам. Например, объявите, что некоторые водоемы пострадали от работ по заготовке и транспортировке леса (т.е. вырубка всех деревьев в водоохранной полосе водотока, и таким образом увеличение эрозии почвы). Ученик, который представляет живое дерево, делает шаг назад, напрягая сеть, чтобы все почувствовали, особенно лососи… Вы также можете выбрать другие части водоема, например, мелких млекопитающих. Что случится с водоемом, если вдруг исчезнут все мелкие млекопитающие? Пусть ученик, представляющий мелкое млекопитающее сделает шаг назад. Продолжайте объявлять следующую причину напряжения в жизненной сети водоема и продолжайте предлагать ученикам делать шаг назад, пока не порвутся нитки в клубке или все не перепутается. Предложите всем сесть, все еще находясь в круге. Объявите, что лосось при смерти (для большего эффекта предложите представителю лососей изобразить судороги и кашель, если хотите).

Часть 4. Восстановление

9.      Сейчас, когда сеть (водосбор) находится в плохом состоянии, уберите старые нити и обсудите возможные методы восстановления водоема, на который оказывалось воздействие.

10.  Составьте список под названием «Попытки восстановления», в котором будут описаны примеры действий, предпринятых для восстановления водоемов.  

11. Как могут влиять на здоровое состояние водоема и лососей следующие явления?

  • Перелов

  • Заготовка и транспортировка леса

  • Сельскохозяйственные удобрения

  • Дамбы

  • Выемка гравия в водотоке

  • Сельскохозяйственная ирригация

  • Строительство дорог и стоки

  • Развитие жилищного и промышленного строительства

  • Глобальное потепление

  • Кислотные дожди

  • Дренажные канавы

  • Пастбищный крупный рогатый скот

  • Токсичные отходы

  • Половодья

  • Промышленное и нефтяное загрязнение

  • Вторжение экзотических растений и животных

  • Браконьерство

  • Извержение вулкана

  • Эрозия

  • Перенаселение

  • Заболоченность

Раздаточный материал для учащихся "Священный Круг"

...Все что делают индейцы, происходит по кругу, потому что сила мира всегда связана с кругами, и все  в нем стремится стать круглым. В прошлом вся наша сила приходила от священного круга племени, и до тех пор, пока он оставался невредимым, народ процветал. Цветущее дерево было живым центром круга, и питалось от четырех его частей. Восточная часть давала спокойствие и свет, юг дарил тепло, с запада приходил дождь, а север с его холодными могучими ветрами даровал силу и выносливость. Это знание пришло к нам из потустороннего мира с нашей религией.

Все, что делает сила мира, связано с кругом. Небо круглое, и я слышал, что и Земля круглая как шар, а все звезды подобны ей. Ветер в период своей наивысшей силы кружится в вихре. Птицы вьют круглые гнезда, словно верят в то же, что и мы. Солнце восходит и заходит по кругу, так же как и луна; и оба светила имеют форму круга. Даже смена времен года проходит по кругу, и  они всегда возвращаются в положенное время.

Вождь Черный Лось 

Раздаточный материал для учащихся "Что такое водосбор (водораздел)?"

Вся суша на земле – это водосбор. Не все люди живут у воды, но все живут в зоне водосбора – основного источника любого водного потока. Водосбор – это участок земли, который собирает дожди и тающий снег, и которые позже стекают в водные потоки. Множество маленьких водосборов образуют большие, крупные реки. Водосборы выступает в роли резервуаров, которые хранят дождевую воду в почве, листьях, траве, деревьях и других растениях, постепенно отдавая ее в реку или ручей на протяжении всего года

Водосбор включает в себя всю область – ее видимые и невидимые части – с которой получает воду отдельный ручей или река. Видимая часть – это поверхность, на которую падает дождь или снег; поверхностные воды стекают с возвышенностей в ручьи или реки, или собираются в озерах или неглубоких низинах – болотах, топях, трясинах, и так далее – обычно называемых заболоченной местностью. Но большая, невидимая часть водосбора лежит под поверхностью земли, внутри почвы и горных пород, которые выступают в роли гигантской губки. Там дождевая вода, просочившаяся через верхние слои почвы, собирается в подземные воды на залегающих глубже водоупорных пластах скальных пород или глины.

Водосборы отличаются по размеру, от маленького прибрежного ручейка, до больших речных систем, таких как системы рек Поронай, Тымь и даже огромной системы реки Амур, которая собирает воды с огромной материковой территории Дальнего востока. Реки, возвышенности, горные вершины и поймы – это все части одной системы. Все они связаны друг с другом. Форма возвышенностей влияет на мощность водного потока. Все процессы, происходящие на территории водосбора, зависят и влияют на характер течения воды внутри системы. Таким образом, форма водосбора определяет происходящие в нем процессы. Сочетание климатических условий, типов почвы, топографических особенностей местности, растительного покрова и системы стоков определяет особенности конкретного водосбора.

Реки не признают государственных границ. Последствия природных и человеческих действий на территории водосбора проявляются на его выходе, где бы тот не находился, даже за границей штата или страны. Каждый водосбор – составная часть большего водосбора, и действия в его верхнем течении могут отразиться в нижнем течении. Все, кто живет или работает на территории одного водосбора, тесно связаны на глубоком ощутимом уровне с каждым водным обитателем, и любым другим существом, которое пользуется реками, ручьями или подземными водами водосбора, для питья или сброса отходов, для промышленных процессов, получения электричества или полива полей. Мы, в сущности, тесно связаны с каждым животным, растением, с каждой частицей камня на всей территории нашего водосбора.

вверх 

Программа «Salmon Watcg», Орегон (США)

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год