|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Водные артерии дикой природыУровень: без ограничений. Длительность: 60-90 минут. Материалы: раздаточные материалы "Священный круг" и "Что такое водосбор?", 2 больших клубка ниток, ножницы Введение Данное занятие поднимает учащихся с мест и вводит их во множество важных понятий и идей, которые являются главными при подготовке к выполнению программы полевых наблюдений за лососями. Во-первых, когда учащиеся образуют круг, они узнают о символическом значении круга в культуре коренных народов. Во-вторых, учащиеся занимаются созданием символического древнего водосбора и узнают, что он функционирует как взаимосвязанная, многогранная, динамичная и сложная сеть. Затем учащиеся наблюдают и воспринимают, что происходит с данным водоразделом, когда части этой динамичной системы подвергаются воздействию или разрушаются. Напряжение в сети ощущается постоянно, и каждая часть подвергается воздействию. Чтобы учащиеся не думали, что все безнадежно, им рассказывают о реальных действиях студентов, членов сообщества, учреждений, организаций и правительств в настоящее время в ходе мероприятий на острове Сахалин по восстановлению здоровых и жизнедеятельных водоемов. Учащиеся будут знать и понимать:
Ход занятия Часть 1. Фон 1. Предложите учащимся прочитать краткое введение и раздаточный материал "Что такое водосбор?". 2. Вырежьте Разделы ЧАСТИ ВОДОЕМА и РОЛЬ ВОДОЕМОВ на этих страницах и раздайте учащимся в случайном порядке, предоставляя каждому кусочек водной сети. 3. Объясните, что они сейчас представляют часть водоема в действии и что они должны пояснить роль этой части водоема по отношению к здоровому состоянию водоема и лососевым рыбам в водотоке.
Часть 2. Водная сеть (артерии) дикой природы 4. Предложите учащимся с раздаточным материалом образовать большой круг. Находясь в большом кругу, прочитайте вслух с учениками раздаточный материал "Священный круг", чтобы понять значение круга, циклов и колец в культуре коренных народов. 5. Предложите учащимся, получившим часть материала, где говорится о тихоокеанских лососях, встать в середину круга и дать ему или ей клубок ниток. Ученик должен громко объявить: «Я ТИХООКЕАНСКИЙ ЛОСОСЬ. МОЯ РОЛЬ В ВОДОЕМЕ…». Затем они должны взять клубок и осторожно передать его другому ученику в круге. 6. Следующий ученик пусть будет представлять макробеспозвоночных в ручье. Он громко объявляет, кто он и свою роль в водоеме. Затем он передает клубок другому ученику в круге. Продолжать эту процедуру, пока не поучаствуют все ученики. 7. После завершения формирования сети, надо передать клубок ниток обратно представителю тихоокеанских лососей, который находится в середине, таким образом символизируя взаимосвязь всех частей водоема с лососем как видом-индикатором в центре водной экосистемы. Как руководитель, в данной ситуации подчеркните концепцию взаимосвязи между экосистемой и водоемом, биоразнообразием и видами-индикаторами. Часть 3. Напряжение и разрыв сети 8. Начните анализировать некоторые разрушительные силы, которые могут быть в данном целостном водоеме при неправильном управлении. Используйте схему ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОДОЕМ как руководство по некоторым возможным проблемам. Например, объявите, что некоторые водоемы пострадали от работ по заготовке и транспортировке леса (т.е. вырубка всех деревьев в водоохранной полосе водотока, и таким образом увеличение эрозии почвы). Ученик, который представляет живое дерево, делает шаг назад, напрягая сеть, чтобы все почувствовали, особенно лососи… Вы также можете выбрать другие части водоема, например, мелких млекопитающих. Что случится с водоемом, если вдруг исчезнут все мелкие млекопитающие? Пусть ученик, представляющий мелкое млекопитающее сделает шаг назад. Продолжайте объявлять следующую причину напряжения в жизненной сети водоема и продолжайте предлагать ученикам делать шаг назад, пока не порвутся нитки в клубке или все не перепутается. Предложите всем сесть, все еще находясь в круге. Объявите, что лосось при смерти (для большего эффекта предложите представителю лососей изобразить судороги и кашель, если хотите). Часть 4. Восстановление 9. Сейчас, когда сеть (водосбор) находится в плохом состоянии, уберите старые нити и обсудите возможные методы восстановления водоема, на который оказывалось воздействие. 10. Составьте список под названием «Попытки восстановления», в котором будут описаны примеры действий, предпринятых для восстановления водоемов. 11. Как могут влиять на здоровое состояние водоема и лососей следующие явления?
Раздаточный материал для учащихся "Священный Круг" ...Все что делают индейцы, происходит по кругу, потому что сила мира всегда связана с кругами, и все в нем стремится стать круглым. В прошлом вся наша сила приходила от священного круга племени, и до тех пор, пока он оставался невредимым, народ процветал. Цветущее дерево было живым центром круга, и питалось от четырех его частей. Восточная часть давала спокойствие и свет, юг дарил тепло, с запада приходил дождь, а север с его холодными могучими ветрами даровал силу и выносливость. Это знание пришло к нам из потустороннего мира с нашей религией. Все, что делает сила мира, связано с кругом. Небо круглое, и я слышал, что и Земля круглая как шар, а все звезды подобны ей. Ветер в период своей наивысшей силы кружится в вихре. Птицы вьют круглые гнезда, словно верят в то же, что и мы. Солнце восходит и заходит по кругу, так же как и луна; и оба светила имеют форму круга. Даже смена времен года проходит по кругу, и они всегда возвращаются в положенное время. Вождь Черный Лось Раздаточный материал для учащихся "Что такое водосбор (водораздел)?" Вся суша на земле – это водосбор. Не все люди живут у воды, но все живут в зоне водосбора – основного источника любого водного потока. Водосбор – это участок земли, который собирает дожди и тающий снег, и которые позже стекают в водные потоки. Множество маленьких водосборов образуют большие, крупные реки. Водосборы выступает в роли резервуаров, которые хранят дождевую воду в почве, листьях, траве, деревьях и других растениях, постепенно отдавая ее в реку или ручей на протяжении всего года Водосбор включает в себя всю область – ее видимые и невидимые части – с которой получает воду отдельный ручей или река. Видимая часть – это поверхность, на которую падает дождь или снег; поверхностные воды стекают с возвышенностей в ручьи или реки, или собираются в озерах или неглубоких низинах – болотах, топях, трясинах, и так далее – обычно называемых заболоченной местностью. Но большая, невидимая часть водосбора лежит под поверхностью земли, внутри почвы и горных пород, которые выступают в роли гигантской губки. Там дождевая вода, просочившаяся через верхние слои почвы, собирается в подземные воды на залегающих глубже водоупорных пластах скальных пород или глины. Водосборы отличаются по размеру, от маленького прибрежного ручейка, до больших речных систем, таких как системы рек Поронай, Тымь и даже огромной системы реки Амур, которая собирает воды с огромной материковой территории Дальнего востока. Реки, возвышенности, горные вершины и поймы – это все части одной системы. Все они связаны друг с другом. Форма возвышенностей влияет на мощность водного потока. Все процессы, происходящие на территории водосбора, зависят и влияют на характер течения воды внутри системы. Таким образом, форма водосбора определяет происходящие в нем процессы. Сочетание климатических условий, типов почвы, топографических особенностей местности, растительного покрова и системы стоков определяет особенности конкретного водосбора. Реки не признают государственных границ. Последствия природных и человеческих действий на территории водосбора проявляются на его выходе, где бы тот не находился, даже за границей штата или страны. Каждый водосбор – составная часть большего водосбора, и действия в его верхнем течении могут отразиться в нижнем течении. Все, кто живет или работает на территории одного водосбора, тесно связаны на глубоком ощутимом уровне с каждым водным обитателем, и любым другим существом, которое пользуется реками, ручьями или подземными водами водосбора, для питья или сброса отходов, для промышленных процессов, получения электричества или полива полей. Мы, в сущности, тесно связаны с каждым животным, растением, с каждой частицей камня на всей территории нашего водосбора. Программа «Salmon Watcg», Орегон (США) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год |