Экология рыб

Места обитания лосося

Видео

Методики для учащихся

Лососи  Сахалина и Курил

Люди и лосось

Книги и статьи

Словарь

 

Взятие проб водных беспозвоночных

Необходимые материалы: две большие сетки, 3 контейнера объемом 3,5-4 л, белые формы для кубиков льда, болотные сапоги, водозащитные перчатки, небольшая спринцовка, пинцет, увеличительные стекла, небольшие сетки

Для быстротекущих вод: спасательные жилеты и веревки.

Знание техники безопасности

Прежде чем заходить в воду, убедитесь, что ваша команда понимает, как следует: пользоваться спасательными жилетами, осторожно ходить в текущей воде со скользкими камнями и действовать вместе, чтобы предотвратить травмы. В быстротекущих реках всегда должен находиться ниже по течению человек со спасательной веревкой.

Что могут рассказать нам водные беспозвоночные о воде

Ученые часто используют популяции водных беспозвоночных для того, чтобы больше узнать о реке или ручье.  Живые организмы обладают различной чувствительностью к качеству воды, поэтому по разнообразию живущих в водоеме организмов можно судить о его состоянии, степени загрязненности. Этот способ оценки состояния природной среды называется биоиндикацией.

Водных беспозвоночных используют в качестве индикаторов состояния воды по нескольким причинам:

1)      Их легко собирать.

2)      Многие из них, называемые чувствительными, не могут переносить изменение условий в ручье, например, появление загрязнения, большое количество осадков, высокую температуру воды или низкие уровни содержания растворенного кислорода (факторы экологического стресса). Другие виды водных беспозвоночных, называемые выносливыми, могут выживать в водах ручьев с изменившимися условиями и присутствием факторов экологического стресса.

3)      Многие из них продолжают оставаться на небольшом участке в течение большей части жизни.

Пробы макробеспозвоночных из различающихся по чувствительности и типу питания групп дают ключ к пониманию функционирования водных систем. Например, проба, взятая из заводи с песчаным субстратом, обычно содержит большое количество насекомых, измельчающих органические вещества. Данная проба может указывать на то, что эта заводь функционирует в качестве участка сбора органических остатков и осадков. Разнообразие макробеспозвоночных в пробе также дает информацию гидробиологам о том, может ли данная экосистема поддерживать популяции земноводных, рыб, птиц и других диких животных.

 

Чувствительные

Выносливые в некоторой степени

Выносливые

Ручейники

Веснянки

Поденки

Коридалы

Вислокрылки

Долгоножки

Водяные ослики

Раки

Моллюски

Стрелки (мелкие равнокрылые стрекозы

Стрекозы (разнокрылые)

Комарики-звонцы

Мошки

Амфизоиды

Гребляки

Гладыши

Пиявки

Водяные черви

 

Методы и средства

Определите участок ручья, где будет производиться сбор проб.

Подготовьте оборудование и ознакомьтесь с ним. Выделите отдельные контейнеры для хранения проб (белые ванночки) из разных мест, где вы будете собирать пробы: перекаты, заводи и плесы. (Это даст вам возможность сравнить макробеспозвоночных с разных участков ручья). Налейте в контейнеры воды из ручья на высоту около 7-10 см.

На каждом участке, где вы решите взять пробы, поместите сетку на дно ручья отверстием вверх по течению. Ручка сетки должна торчать из воды прямо вверх. Удостоверьтесь, что вы отметили тип участка ручья, с которого вы берете пробы (перекат, заводь или плес). Соберите пробу с участка по ширине вашей сетки и на расстоянии около 1 м вверх по течению. Существуют два метода сбора:

1. Поднимайте камни, один за другим. Держите каждый камень выше по течению перед отверстием сетки и потрите его поверхность, чтобы заставить отцепиться от него мелких насекомых, прицепившихся к поверхности камня. Поместите «очищенный» камень за пределы участка взятия пробы; ИЛИ

2. Устройте «внутренний переполох». Стоя в воде выше по течению перед отверстием сетки, двигайте камни и субстрат вокруг ваших сапог, чтобы таким образом заставить насекомых отцепиться.

Вытащите сетку из воды зачерпывающим движением, в направлении от себя, чтобы не потерять пробу.

Беспозвоночных можно также встретить среди водных растений и скоплений листьев. Проведите сеткой через остатки листьев и заросли водных растений. Кроме того, обследуйте бревна, грязевые ямки или крупные булыжники в поисках крупных беспозвоночных. Вручную соберите насекомых.

3. Поместите пробы в контейнеры для хранения. После взятия пробы выверните сетку наизнанку и смойте всех макробеспозвоночных в соответствующую белую ванночку (для переката, заводи или плеса). Если встретились крупные куски органического вещества (листья, веточки и т.п.), смойте с них насекомых и затем удалите их из ванночки.

4. Рассортируйте ваших макробеспозвоночных. Используя небольшую спринцовку, глазную пипетку или пинцет, осторожно поместите отдельные экземпляры в разные отделения пластмассовой формочки для получения кубиков льда. Поместите одинаковые экземпляры в одно отделение, для того чтобы сосчитать их.

5. Исследуйте и дайте характеристику вашим образцам. На бланке для записи данных сделать масштабную зарисовку и записать ключевые черты всех наиболее часто встречающихся беспозвоночных.

6. Определите образцы. Используя полевые определители, запишите пищевую группу, чувствительность к загрязнению и название наиболее распространенных беспозвоночных в пробе.

7. Осторожно выпустите их на волю. Это живые организмы, и они очень важны в водной системе. Осторожно верните их на то место, откуда они были собраны.

  

скачать бланк 1                                                            скачать бланк 2

Любознательный ум хочет знать – обсудите с учащимися

1.      Как разные собранные вами водные беспозвоночные были связаны с другими организмами в водной системе?

2.      Как разные части тела водных беспозвоночных – форма их тела (худая и плоская или круглая и крупная), наличие или отсутствие крыльев, ротовых органов, специальных придатков и внешнего покрова – соотносятся с тем, что они едят, где они встречаются и как они живут?

3.      Как скорость течения влияет на виды беспозвоночных, обитающих в разных частях водной системы? Наличие или отсутствие нависающей растительности? Растворенный кислород?

4.      Что говорит вам разнообразие водных беспозвоночных о типах пищи (энергии), доступной в разных частях системы?

5.      Что говорит вам чувствительность водных беспозвоночных к загрязнению о системе?

6.      Как, по вашему мнению, собранная вами проба водных беспозвоночных может сравниться с пробами, собранными в других местообитаниях?

вверх

Программа «Salmon watch»

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "Бумеранг", 2008 год