Опыты и эксперименты
1. КАК ВОДА ТЕЧЕТ ПО ЛИСТЬЯМ Тебе потребуются:
Растениям необходима вода, но листья не должны портиться от массы воды, падающей на них сверху, В этом проекте ты убедишься, что листья растений имеют такую форму, что вода с них стекает легко, Схема работы:
Результат: Квадрат и круг сгибаются под весом воды. Фигурки в форме листьев почти не сгибаются, вода с них стекает намного лучше.
Объяснение Чем более вытянут лист и чем больше на нем зубчиков, тем лучше с него стекает вода, Поэтому квадратных листьев в природе не бывает, а круглые листья встречаются редко и оказываются либо очень толстыми, либо с мелкими зубчиками по краю. Воде помогает стекать и неровность поверхности листа — углубления по линиям его жилок.
Совет по подготовке отчета: Покажи на выставке готовую модель и схемы стекания воды. Собери и засуши образцы листьев разной формы. Знаешь ли ты? Листья растений испаряют большое количество воды, поэтому комнатные растения увеличивают влажность воздуха.
2. БОЛЬШАЯ ЗЕЛЕНАЯ МАШИНА Тебе потребуются:
Растения питаются, используя энергию солнечного света. Солнечная энергия помогает синтезировать глюкозу из углекислого газа воздуха и воды, которую растение получает из почвы. Этот процесс называется фотосинтезом. Листья дерева можно представить себе как части большого солнечного аккумулятора. Чем больше общая площадь листьев, тем больше солнечной энергии использует дерево. В этом проекте ты сможешь подсчитать площадь всех листьев дерева. Схема работы:
Результат: У тебя получилось, что лист полностью или больше чем наполовину закрывает 20 клеточек, на маленькой веточке дерева 12 листьев, на большой ветке 8 маленьких веточек, на дереве 10 больших веток. Перемножь эти числа: 20x12x8x10 = 14 400. Общая площадь всех листьев дерева. Лист и сетка с галочками для расчета площади поверхности листа (стадии 3-5) равна 14 400 квадратных сантиметров, или 1,44 квадратного метра. Совет по подготовке отчета: Сравни результаты, полученные для разных деревьев. Для выставки вырежи кусок бумаги или старой ткани, равный по площади всем листьям дерева. Знаешь ли ты? Солнечные батареи — это создаваемые человеком устройства, использующие солнечную энергию и превращающие ее в другие виды энергии. Но пока искусственные солнечные батареи работают менее эффективно, чем природные. 3. ПРИРОДНЫЙ РАСПЫЛИТЕЛЬ Материалы:
Творческое задание:
Варианты: Распылите краску над: рисунками, вырезанными из бумаги; маленькими игрушками и мелкими предметами, например орешками, болтами, магнитными буквами. 4. ОТПЕЧАТКИ РАСТЕНИЙ
Материалы:
Творческое задание:
Варианты: Разбейте молотком растения через лист толстого картона, растение не дает краске достичь поверхности бумаги. Когда мы удаляем растение, на бумаге остается его силуэтное изображение. Это что-то похожее на тень или силуэт настоящего растения.
Цвета, которые мы видим в растениях и цветах, зависят от химических веществ, называемых пигментами. Дробление растений молотком высвобождает пигменты, и они окрашивают поверхность белой ткани. С древнейших времен люди извлекали из растений и использовали в качестве красок натуральные пигменты.
5. ТРАФАРЕТЫ ИЗ ЛИСТЬЕВ Материалы:
Творческое задание:
Варианты:
Листья отличаются огромным разнообразием форм. На их поверхности можно заметить удивительные узоры. Узор на поверхности листика состоит из прожилок, по которым дерево вместе с водой получает питательные вещества. Выполнение трафаретов из листьев демонстрирует нам взаимосвязь красоты и функциональности в природе. 6. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕРЕВА
Материалы:
Творческое задание:
Варианты:
Ученые и художники должны развивать в себе способность наблюдать, иначе говоря, внимательно смотреть на вещи и отмечать их особенности. Искусство и наука присутствуют в данном опыте, ведь в мы изучаем особенности деревьев и одновременно создаем произведение искусства. 7. ОТТИСКИ КОРЫ ДЕРЕВА
Материалы:
Творческое задание:
Варианты: · Сделайте отпечатки камней, листьев, тротуара, кирпичей и других окружающих предметов. · Скомбинируйте на одном листе бумаги два или три отпечатка, накладывая друг на друга разные текстуры и краски разных цветов. · Переведите отпечатки, сделанные с предметов, на пластилин или тесто.
8. ЛИСТЬЯ, НАРИСОВАННЫЕ КРЕМОМ ДЛЯ ОБУВИ
Материалы:
Творческое задание:
Варианты:
Кора дерева растягивается. У некоторых деревьев она очень тонкая, поэтому легко растягивается. У других — прочная, поэтому она растрескивается по мере роста деревьев. Вот почему кора у некоторых деревьев шершавая, с глубокими морщинами, оттиски коры позволяют увидеть узоры, образовавшиеся в процессе роста деревьев. На поверхности листьев есть много интересных узоров. Форма листьев помогает регулировать температуру растений. Узоры на поверхности листьев сплетены из прожилок, по которым растение вместе с водой получает питательные вещества. 9. УЗОРЫ НА ТРАВЕ Материалы:
Творческое задание:
Варианты:
Растения имеют зеленый цвет благодаря веществу, которое называется ХЛОРОФИЛЛ. Он помогает деревьям преобразовывать для себя солнечный свет в энергию, примерно так, как животные преобразуют в энергию пищу. Если свет не поступает, количество хлорофилла уменьшается, и зеленый цвет травы блекнет. Трава становится желтой, потому что не может существовать без света и начинает умирать. Но как только лучи света вновь попадают на траву, зеленый цвет возвращается, особенно если траву полить водой. 10.КУДА ТЯНУТСЯ КОРНИ? Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. Материалы: два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. Взрослый предлагает полить два растения по-разному: циперус — в поддон, герань — под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корешки (корни не появились, так как они тянутся за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне). 11. МНОГО - МАЛО Цель: выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев. Материалы: три растения: одно — с крупными листьями, второе — с обычными листьями, третье — кактус; целлофановые пакетики, нитки. Взрослый предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа — много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики па листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать), достраивают модель изображением нужного символа. 12. ЗАПАСЛИВЫЕ СТЕБЛИ Цель: доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. Материалы: губки, бруски деревянные неокрашенные, невысокие емкости с водой, глубокая емкость. Взрослый предлагает детям проверить, какие стебли умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и в соответствии с ним под руководством взрослого выполняют следующие действия: в разные емкости наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую — губки (бруски и губки представляют собой стебли с маленькими и большими отверстиями); проверяют через 5-10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют большие отверстия. Взрослый предлагает самостоятельно выполнить опыт по алгоритму. 13. ЛЕС - ЗАЩИТНИК И ЛЕКАРЬ Цель: выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне. Материалы: макет «Солнце — Земля», карта природно-климатических зон, комнатные растения, вентилятор, мелкие кусочки бумаги, два маленьких подноса и один большой, емкости для воды, почва, листья, веточки, трава, лейка, поддон с почвой. Дети выясняют особенности лесостепной зоны, пользуясь картой природноклиматических зон и глобусом: большие открытые пространства, теплый климат, близость пустынь. Взрослый рассказывает детям о ветрах, которые бывают на открытых пространствах, и с помощью вентилятора имитирует ветер; предлагает усмирить ветер. Дети высказывают предположения (надо заполнить пространство растениями, предметами, создать из них преграду) и проверяют их: ставят на пути ветра преграду из комнатных растений, помещают кусочки бумаги перед лесом и за ним. Дети демонстрируют процесс размывания почвы во время дождей: поливают поддон с почвой (поддон стоит под наклоном) из лейки с высоты 10-15 см и наблюдают образование «оврагов». Взрослый предлагает детям помочь природе сохранить поверхность, не дать воде вымывать почву. Дети выполняют действия: на поддон насыпают почву, поверх почвы рассыпают листья, траву, ветки; выливают на почву воду с высоты 15 см. Проверяют, размылась ли почва под зеленью, и делают вывод: растительное покрывало удерживает почву. 14. МОГУТ ЛИ РАСТЕНИЯ ЖИТЬ БЕЗ КОРНЕЙ? Цель: выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды). Материалы: кусочки мха разных видов, Вата, лупа. Дети рассматривают мох через лупу, помещают его между рамами на влажную вату; поддерживают вату во влажном состоянии, наблюдают за ростом мха. Делают вывод: у мха корней нет, влагу растение берет прямо с поверхности. 15. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫСОТУ ДЕРЕВА? Возьми две деревянные планки, скрести их под прямым углом, закрепи. Отойди от дерева на расстояние, приблизительно равное его высоте. Горизонтальную часть направь на подножие дерева (см, рисунок) и перемещайся назад или вперед, пока воображаемая линия, продолжающая верхнюю часть креста, не коснется вершины ствола. Расстояние от тебя до дерева — это и будет его высота.
|
© Сахалинская областная общественная организация Клуб "БУМЕРАНГ", 2006 год
© Эколого-просветительская лаборатория "РОСТКИ", составление