Опыты и эксперименты

  1. Как вода течет по листьям

  2. Большая зеленая машина

  3. Природный распылитель

  4. Отпечатки растений

  5. Трафареты из листьев

  6. Изображение дерева

  7. Оттиски коры дерева

  8. Листья, нарисованные кремом для обуви

  9. Узоры на траве

  10. Куда тянутся корни?

  11. Много-мало

  12. Запасливые стебли

  13. Лес - защитник и лекарь

  14. Могут ли растения жить без корней?

  15. Как определить высоту дерева?

 

1. КАК ВОДА ТЕЧЕТ ПО ЛИСТЬЯМ

Тебе потребуются:

  1. Кусок плотной непромокаемой ткани

  2.  4 сгибающиеся пластмассовые соломинки

  3. Картон

  4. Клейкая лента

  5.  Глазная пипетка

  6.  Миска

  7.  Вода

Растениям необходима вода, но листья не должны портиться от массы воды, падающей на них сверху, В этом проекте ты убе­дишься, что листья растений имеют такую форму, что вода с них стекает легко,

Схема работы:

  1. Вырежи из плотной непромокаемой ткани фигурки разной формы, как показа­но на рисунке.

  2. Согни соломинки и прикрепи к каждой из них клейкой лентой фигурки. Отверстие соломинки должно быть в центре фигурки.

  3. Сделай из картона подставку, как по­казано на рисунке.

  4. Клейкой лентой прикрепи к подставке соломинки

  5. Поставь под фигурки миску.

  6. Набери воды в пипетку и налей ее в со­ломинку. Внимательно смотри, как вода стекает по фигурке и что происходит с фи­гуркой.

  7. Проделай то же самое по очереди с ос­тальными тремя соломинками.

Результат: Квадрат и круг сгибаются под ве­сом воды. Фигурки в форме листьев почти не сгибаются, вода с них стекает намного лучше.

Объяснение

Чем более вытянут лист и чем больше на нем зубчиков, тем лучше с него стекает во­да, Поэтому квадратных листьев в природе не бывает, а круглые листья встречаются редко и оказываются либо очень толстыми, либо с мелкими зубчиками по краю. Воде помогает стекать и неровность поверхности листа — углубления по линиям его жилок.

Совет по подготовке отчета:

Покажи на выставке готовую модель и схе­мы стекания воды. Собери и засуши образцы листьев разной формы.

Знаешь ли ты?

Листья растений испаряют большое количе­ство воды, поэтому комнатные растения увеличивают влажность воздуха.

вверх

 

2. БОЛЬШАЯ ЗЕЛЕНАЯ МАШИНА

Тебе потребуются:

  1. Дерево с большими листьями (ты должен доставать до нижних веток этого дерева)

  2.  Лист белой бумаги

  3. Линейка

  4. Карандаш

  5. Калькулятор

Растения питаются, используя энергию сол­нечного света. Солнечная энергия помогает синтезировать глюкозу из углекислого газа воздуха и воды, которую растение получает из почвы. Этот процесс называется фото­синтезом.

Листья дерева можно представить себе как части большого солнечного аккумулято­ра. Чем больше общая площадь листьев, тем больше солнечной энергии использует дере­во. В этом проекте ты сможешь подсчитать площадь всех листьев дерева.

Схема работы:

  1. С помощью карандаша и линейки на­рисуй на листе белой бумаги сетку из квадратов со стороной 1 см. (Можно взять бума­гу в клеточку — сторона одного квадратика
    на такой бумаге равна 0,5 см.) Сделай по­больше таких сеток.

  2. Сорви с дерева или подними с земли один лист. Лист надо выбрать среднего размера — не самый большой и не самый ма­ленький.

  3. Положи лист на сетку, обведи каранда­шом его контур и убери лист.

  4. Поставь галочку во всех клетках сетки, которые были закрыты листом полностью.
    или больше чем наполовину 5.    Подсчитай число клеток с галочками — это будет примерная площадь поверхности листа в квадратных сантиметрах. Запиши это число.

  5. Посмотри   внимательно   на   дерево (можно взять бинокль). Посчитай, сколько листьев на маленькой веточке, сколько ма­леньких веточек на одной большой ветке и сколько больших веток отходит от ствола де­рева. Запиши все числа.

  6. Перемножь все числа, которые у тебя записаны: площадь листа, число листьев на маленькой веточке, число маленьких веточек на большой ветке и число больших веток на дереве. У тебя получится общая площадь всех листьев дерева (в квадратных сантимет­рах). Запиши этот результат в квадратных метрах (в 1 квадратном метре 10 000 квад­ратных сантиметров).

Результат: У тебя получилось, что лист пол­ностью или больше чем наполовину закры­вает 20 клеточек, на маленькой веточке де­рева 12 листьев, на большой ветке 8 малень­ких веточек, на дереве 10 больших веток. Перемножь эти числа: 20x12x8x10 = 14 400. Общая площадь всех листьев дерева.

Лист и сетка с галочками для расчета площади поверхности листа (стадии 3-5) равна 14 400 квадратных сантиметров, или 1,44 квадратного метра.

Совет по подготовке отчета:

Сравни результаты, полученные для разных деревьев. Для выставки вырежи кусок бума­ги или старой ткани, равный по площади всем листьям дерева.

Знаешь ли ты?

Солнечные батареи — это создаваемые че­ловеком устройства, использующие солнеч­ную энергию и превращающие ее в другие виды энергии. Но пока искусственные сол­нечные батареи работают менее эффективно, чем природные.

вверх

 

3.      ПРИРОДНЫЙ РАСПЫЛИТЕЛЬ

Материалы:

  1. Темпера в чашке

  2. Зубная щетка

  3. Сито

  4. Бумага

  5. Природная коллекция (ветки сосны, листья, цветы).

Творческое задание:

  1. Обведите на бумаге по внешнему краю сито, чтобы получился круг.

  2. Соберите мелкие веточки сосны, листья, цветы.

  3. Аккуратно разложите их в нари­сованном на бумаге круге.

  4. Осторожно накройте все это ситом.

  5. Окуните зубную щетку в краску и поводите ею по ситу.

  6. Продолжайте наносить краску таким же способом, пока она ров­ным слоем не покроет все предметы.

  7. Очень осторожно снимите сито.

  8. Не трогайте природную коллекцию, пока краска не высохнет, после чего уберите предметы с бумаги. На ней останутся силуэты вето­чек, листьев и цветов.

Варианты:

Распылите краску над: рисунками, вырезанными из бумаги; маленькими игрушками и мелкими предметами, например орешками, болтами, магнитными буквами.

 вверх

 4. ОТПЕЧАТКИ РАСТЕНИЙ

Материалы:

  1. Листья

  2. Цветы

  3. Белая ткань

  4. Молоток

  5. Деревянная дощечка

  6. Гвоздики с широкими шляпками

Творческое задание:

  1. Красиво разложите на деревянной дощечке цветы и листья. 

  2. Поверх дощечки прибейте гвоздиками кусок белой ткани.

  3. Ударяйте молотком по всей площади ткани, разбивая, таким обра­зом, цветы и листья.

  4.  Вытащите гвоздики и посмотрите, какой оттиск остался на обратной стороне ткани.

Варианты:

Разбейте молотком растения через лист толстого картона, растение не дает краске достичь поверхности бумаги. Когда мы удаляем растение, на бумаге остается его силуэтное изображение. Это что-то похожее на тень или силуэт настоящего растения.

 

Цвета, которые мы видим в растениях и цветах, зависят от химических веществ, называемых пигментами.  Дробление растений молотком высвобождает пигменты, и они окрашивают поверхность белой ткани. С древнейших вре­мен люди извлекали из растений и использовали в качестве кра­сок натуральные пигменты.

вверх

 

5.  ТРАФАРЕТЫ ИЗ ЛИСТЬЕВ

Материалы:

  1. Листья

  2. Пластилин

  3. Темпера в баночках

  4. Кисточки

  5. Бумага

Творческое задание:

  1. Приклейте листья пластилином к бумаге.

  2. Оставьте листья просох­нуть на 30 минут.

  3. Используя темперу и кисточки, раскрасьте бумагу вокруг листьев. (Закрашивайте осторожно, особенно по краям листьев, чтобы они не отклеились.)

  4. Дайте картине высохнуть (в течение нескольких часов).

  5. Осторожно снимите листья с бумаги, и на ней останется естествен­ный трафаретный рисунок.

Варианты:

  1. Обведите на старой папке для бумаг листик и вырежьте. Исполь­зуйте в качестве трафарета и вырезанный силуэт, и оставшееся от­верстие.

  2. Для получения интересного эффекта присыпьте рисунок солью.

  3. Попробуйте использовать в этом художественном опыте не лис­тья, а другие окружающие вас предметы.

  4. Разбрызгайте краску с зубной щетки или отряхните кисточку с краской над листьями (перед этим закройте рабочую поверхность газетами и наденьте фартук). Очень хорошо подойдет для этого ко­робка с высокими краями.

 

Листья отличаются огромным разнообразием форм. На их поверхности можно заметить удивительные узоры. Узор на поверхности листика состоит из прожилок, по которым дерево вместе с водой получает питательные веще­ства. Выполнение трафаретов из листьев демонстрирует нам взаимосвязь красоты и функциональности в природе.

вверх

 

6. ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕРЕВА

Материалы:

  1. Бумага

  2. Краски

  3. Скрепки

  4. Кисточки

  5. Пастельные мелки

  6. Карандаши

Творческое задание:

  1. С помощью кистей и красок нарисуйте дерево, сделав ровно двенадцать мазков.

  2. Черной краской нарисуйте силуэт дерева. Полностью закрасьте черным пастельным мелком лист бумаги. Закрашивайте жирно и плотно. Нацарапайте силуэты деревьев выпрямленной канцелярской скреп­кой. Этот процесс называется гравированием.

  3. Нарисуйте карандашом или красками лист, положив наглядное пособие прямо перед глазами.

  4. Возьмите с собой на природу бумагу и пастельные мелки. Выпол­ните несколько оттисков коры разных деревьев

Варианты:

  1. Скрепите между собой пять ваших произведений, и вы получите художественный буклет.

  2. Подумайте, каким еще способом можно рисовать, писать, выши­вать и вообще изображать деревья.

 

 Ученые и художники должны развивать в себе способность наблюдать, иначе говоря, внимательно смотреть на вещи и отмечать их особенности. Искусство и наука присутствуют в данном опыте, ведь в мы изучаем особенности деревьев и одновременно создаем произведение искусства.

вверх 

7. ОТТИСКИ КОРЫ ДЕРЕВА

Материалы:

  1. Краска

  2. Бумага

  3. Кисточка

  4. Емкость с водой

  5. Салфетка

  6. Небольшая жесткая щетка

 

Творческое задание:

  1. Окуните палец в краску и намажьте ею небольшой участок коры дерева.

  2. Вымойте руки.

  3. Прижмите лист бумаги к окрашенному участку коры и разгладьте его руками.

  4. Осторожно снимите бумагу с коры и посмотрите, какой получился отпечаток. Дайте ему высохнуть.

  5. Тем временем жесткой щеткой очистите и отмойте кору дерева так, чтобы не осталось и следа краски.

Варианты:

·        Сделайте отпечатки камней, листьев, тротуара, кирпичей и других окружающих предметов.

·        Скомбинируйте на одном листе бумаги два или три отпечатка, на­кладывая друг на друга разные текстуры и краски разных цветов.

·        Переведите отпечатки, сделанные с предметов, на пластилин или тесто.

 

вверх

 

8.  ЛИСТЬЯ, НАРИСОВАННЫЕ КРЕМОМ ДЛЯ ОБУВИ

Материалы:

  1. Крем для обуви

  2. Листья

  3. Белая бумага

  4. Тряпочка

  5. Деревянный валик или скалка

Творческое задание:

  1. Нанесите тряпочкой крем   для обуви на тыльную сторону свежесорванного листика.

  2. Положите листик глянцевой стороной на белую бумагу.

  3. Накройте сверху белой бумагой.

  4. Прижмите к бумаге деревянный валик и несколько раз покатайте его.

  5. Снимите верхний лист бумаги и осторожно отделите листик от под­ложки. На  оттиске будут видны прожилки и силуэт листика.

Варианты:

  1. Используйте крем для обуви разного цвета и различные листья.

  2. Экспериментируйте с различными типами бумаги: чертежной, во­щеной, цветной, газетной.

  3. Попробуйте вместо крема для обуви использовать штемпельную подушечку.

  4. Используйте краску вместо крема для обуви.

Кора дерева растягивается. У некоторых деревьев она очень тонкая, поэтому легко растягивается. У других — прочная, поэтому она растрескивается по мере роста деревьев. Вот почему кора у некоторых деревьев шершавая, с глубокими морщинами, оттиски коры позволяют увидеть узо­ры, образовавшиеся в процессе роста деревьев.

На поверхности листьев есть много интересных узоров. Форма листьев помогает регулировать температуру ра­стений. Узоры на поверхности листьев сплетены из про­жилок, по которым растение вместе с водой получает пита­тельные вещества.

вверх

 

9. УЗОРЫ НА ТРАВЕ

Материалы:

  1. Картон

  2. Ножницы

  3. Камни

Творческое задание:

  1. Вырежьте фигуры из картона.

  2. Разложите фигуры из картона на траве.

  3. Придавите камнем или кирпичом, чтобы их не сдвинуло с места ветром.

  4. Оставьте фигурки  в таком положении на несколько дней.

  5.  Поднимите их и посмот­рите на траву. Обратите внимание, что трава пожелтела.

  6.  Медленно цвет травы полностью восстановится с помощью дождя и солнечного света. Чтобы ускорить процесс становления, вы можете поливать траву водой.

Варианты:

  1. Вырежьте из картона буквы и складывайте из них слова.

  2. Создайте на траве праздничное поздравление.

 

Растения имеют зеленый цвет благодаря веществу, которое называется ХЛОРОФИЛЛ. Он помогает деревьям преобразовывать для себя солнечный свет в энергию, при­мерно так, как животные преобразуют в энергию пищу. Если свет не поступает, количество хлорофилла уменьшается, и зе­леный цвет травы блекнет. Трава становится желтой, пото­му что не может существовать без света и начинает умирать. Но как только лучи света вновь попадают на траву, зеленый цвет возвращается, особенно если траву полить водой.

вверх

 

10.КУДА ТЯНУТСЯ КОРНИ?

Цель: установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внеш­ней среды.

Материалы: два растения в горшках с поддоном, модель зависи­мости растений от факторов внешней среды.

Взрослый предлагает полить два растения по-разно­му: циперус — в поддон, герань — под корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают ге­рань и выясняют, почему в поддоне у герани не появи­лись корешки (корни не появились, так как они тянутся за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).

вверх

 

11. МНОГО - МАЛО

Цель: выявить зависимость количества испаряемой жид­кости от размера листьев.

Материалы: три растения: одно — с крупными листьями, вто­рое — с обычными листьями, третье — кактус; цел­лофановые пакетики, нитки.

Взрослый предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа — много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики па листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать), достраивают модель изображением нужного символа.

вверх

 

12. ЗАПАСЛИВЫЕ СТЕБЛИ

 Цель: доказать, что в пустыне стебли некоторых расте­ний могут накапливать влагу.

 Материалы: губки, бруски деревянные неокрашенные, не­высокие емкости с водой, глубокая емкость.

 Взрослый предлагает детям проверить, какие стеб­ли умеют запасать воду. Дети рассматривают алгоритм опыта и в соответствии с ним под руководством взрос­лого выполняют следующие действия: в разные емко­сти наливают одинаковое количество воды; опускают в первую емкость бруски, во вторую — губки (бруски и губки представляют собой стебли с маленькими и боль­шими отверстиями); проверяют через 5-10 минут наличие воды в емкостях. Делают вывод о накоплении влаги в некоторых растениях, стебли которых имеют большие отверстия. Взрослый предлагает самостоятель­но выполнить опыт по алгоритму.

вверх

13. ЛЕС - ЗАЩИТНИК И ЛЕКАРЬ

Цель: выявить защитную роль леса в лесостепной клима­тической зоне.

Материалы: макет «Солнце — Земля», карта природно-клима­тических зон, комнатные растения, вентилятор, мел­кие кусочки бумаги, два маленьких подноса и один большой, емкости для воды, почва, листья, веточки, трава, лейка, поддон с почвой.

Дети выясняют особенности лесостепной зоны, пользуясь картой природноклиматических зон и гло­бусом: большие открытые пространства, теплый кли­мат, близость пустынь. Взрослый рассказывает детям о ветрах, которые бывают на открытых пространствах, и с помощью вентилятора имитирует ветер; предлага­ет усмирить ветер. Дети высказывают предположения (надо заполнить пространство растениями, предмета­ми, создать из них преграду) и проверяют их: ставят на пути ветра преграду из комнатных растений, поме­щают кусочки бумаги перед лесом и за ним.

Дети демонстрируют процесс размывания почвы во время дождей: поливают поддон с почвой (поддон стоит под наклоном) из лейки с высоты 10-15 см и наблюда­ют образование «оврагов». Взрослый предлагает детям помочь природе сохранить поверхность, не дать воде вы­мывать почву. Дети выполняют действия: на поддон на­сыпают почву, поверх почвы рассыпают листья, траву, ветки; выливают на почву воду с высоты 15 см. Проверя­ют, размылась ли почва под зеленью, и делают вывод: растительное покрывало удерживает почву.

вверх

 

14. МОГУТ ЛИ РАСТЕНИЯ ЖИТЬ БЕЗ КОРНЕЙ?

Цель: выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды).

 Материалы: кусочки мха разных видов, Вата, лупа.

Дети рассматривают мох через лупу, помещают его между рамами на влажную вату; поддерживают вату во влажном состоянии, наблюдают за ростом мха. Де­лают вывод: у мха корней нет, влагу растение берет прямо с поверхности.

вверх 

15. КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВЫСОТУ ДЕРЕВА?

Возьми две деревянные планки, скрести их под прямым углом, закрепи. Отойди от дерева на расстояние, приблизительно равное его высоте. Го­ризонтальную часть направь на подно­жие дерева (см, рисунок) и перемещай­ся назад или вперед, пока воображае­мая линия, продолжающая верхнюю часть креста, не коснется вершины ствола. Расстояние от тебя до дерева — это и будет его высота.

вверх

 

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "БУМЕРАНГ", 2006 год

© Эколого-просветительская лаборатория "РОСТКИ", составление