Игры Джозефа Корнелла
  1. Окна земли

  2. Биение сердца дерева

  3. Познакомимся с деревом

  4. Рецепт для леса

  5. Силуэты деревьев

  6. "Построим дерево"

  7. Представь себя деревом

 

1. ОКНА ЗЕМЛИ

Настрой игры: спокойствие, наблюдательность

Чему учит игра, какие качества развивает: эстетическая оценка, визуальное восприятие

Когда и где играть: День/лес

Количество игроков: 1 и более

Возраст: 7 лет и старше

Лес покажется новым и интересным, если взглянуть на него по-другому. В этой игре дети ложатся на землю в лесу и следят за раскачиванием деревьев, слушают птиц и шум ветра. Через просветы в листве деревьев дети наблюдают, как безмолвные облака заглядывают в лесной дом. Животные могут подойти очень близко, поскольку дети ведут себя тихо, и их почти не видно.

Каждый должен лечь на землю и, глядя в небо, представить себя частью земли. Покройте каждого ребенка листьями, ветками и сосновыми иголками - с ног до головы. Оставьте открытым лишь лицо для того, чтобы ребенок мог почувствовать, что он находится внутри земли. Теперь возьмите немногo листьев (а лучше всего сосновых веток) и положите их ребенку на лицо. Листья должны быть чистыми, а ребенок при этом должен закрыть глаза.

Скажите детям, что вы сообщите им, когда можно будет встать. Сделайте это до того, как они начнут проявлять признаки нетерпения. Как это ни удивительно, даже 20 минут не кажутся детям слишком долгим сроком.

В большой группе следует работать быстро и позволить детям помочь засыпать друг друга листьями. Если есть такие, которые любят поговорить, расположите их подальше друг от друга и от остальных. Детям гораздо больше понравится идея зарыться в землю, если перед этим они покопались и поползали по лесу. Очень важно сказать им заранее, что на них могут заползти жуки и другие живые существа. Обыграйте это! Вы дадите детям возможность прикоснуться к жизни маленьких существ. Обычно это доставляет много удовольствия - дети избавляются от приобретенных ранее предрассудков по поводу насекомых и начинают лю­бить этих забавных маленьких существ.

Убеждайте их оставаться спокойными, лежа под листьями, когда по ним ползают насекомые; по­просите их почувствовать, что делает этот ползу­щий по ним жук и затем рассказать об этом другим. Игра "Окна Земли" дает опыт восприятия леса глазами самого леса!

вверх

 

2.  БИЕНИЕ СЕРДЦА ДЕРЕВА

Настрой игры: спокойствие, наблюдательность

Чему учит игра, какие качества развивает: сопереживание, физиология дерева

Когда и где играть: День/лес

Количество игроков: 1 и более

Возраст: 4 года и старше

Специальные материалы: стетоскоп

 Дерево - живое существо. Оно ест, отдыхает, дышит, в нем циркулирует "кровь" - все, как у нас. Биение сердца дерева — это прекрасное хрустящее и булькающее течение жизни. Лучше всего слушать биение сердца дерева ранней весной, когда дерево посылает первый древесный сок своим ветвям и готовится к новому периоду роста. Выберите дерево с тонкой корой и диаметром ствола 15 см. Лиственные породы лучше прослушиваются, чем хвойные, и некоторые деревья могут иметь более громкое биение сердца, чем другие. Прижмите стетоскоп плотно к дереву так, чтобы не было никаких посторонних звуков (стетоскоп должен быть неподвижен). Возможно, придется попробовать прикладывать стетоскоп в разных местах, прежде чем найдется самое удобное и "громкое".

Детям захочется послушать и биение собственного сердца. Если есть возможность - послушайте также и биение сердец животных. Вы услышите замечательное разнообразие ритмов!

вверх

 

3. ПОЗНАКОМИМСЯ С ДЕРЕВОМ

Настрой игры: спокойствие, наблюдательность

Чему учит игра, какие качества развивает: сопереживание, обонятельное и осязательное восприятие

Когда и где играть: День/лес

Количество игроков: 2 и более

Возраст: 4 года и старше

Специальные материалы: повязка на глаза

 Игры с завязанными глазами освобождают нас от предрассудков и дают нам возможность воспринимать мир вокруг нас. Зрение - это то на что мы полагаемся больше всего. Лишенные зрения, мы вынуждены полагаться на оставшиеся у нас чувства: слух, обоняние, осязание. Мы сосредотачиваемся на этих чувствах, и поэтому наше восприятие мира усиливается. Все постороннее, ненужное, заглушается и мы заворожены тем, что проникает в нас через наши органы чувств.

Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и под­ведите его к любому понравившемуся вам дереву в лесу (как далеко вести его в лес, зависит от возраста и способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20-30 м не будут казаться слишком большим расстоянием).

Помогите "слепому" ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность. Следует давать конкретные указания. Например, если вы просто скажете ребенку: "почувствуй дерево", он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит предложение потереться щекой о кору дерева. Не приказывайте: "исследуй дерево", а спросите: "Это дерево живое? Ты можешь обхватить его? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Признаки присутствия животных? Лишайники? Насекомых?"

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья, чащобы, которые можно было бы легко обойти). Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок обнаружит неожиданно для себя, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

Общение с деревом может стать незабываемым опытом в жизни ребенка. Много раз дети, спустя целый год после этой игры, подходили ко мне и в буквальном смысле тащили в лес, чтобы сказать: "Посмотри, вот МОЕ дерево!".

вверх

 

4. РЕЦЕПТ ДЛЯ ЛЕСА

Настрой игры: спокойствие, наблюдательность

Чему учит игра, какие качества развивает: эстетическое восприятие леса, равновесие в природе

Когда и где играть: День/лес

Количество игроков: 2 и более

Возраст: 7 лет и старше

Специальные материалы: карандаш и каталожные карточки

 Скажите детям, что каждому из них дается по одному квадратному километру земли, и они могут создать на нем все, что им захочется. На этом участке дети могут посадить свой сказочный лес, в котором будет столько деревьев, животных, гор и рек, сколько они захотят. Не сдерживайте фантазию детей! Чтобы помочь их творчеству, предложите им следующее: "Для того, чтобы ваш лес был красивым и ярким, вы можете сделать в нем водопады, пусть на него налетают бури и над ним всегда стоит радуга".

Пусть дети запишут, что бы они хотели иметь в своем лесу, а потом нарисуют этот лес. После этого обсудите, смогут ли их леса существовать долгие годы. Например, проверьте, включили ли дети в свой лес всех представителей пищевой цепи: рас­тения, травоядных животных, организмы-редуценты (разлагающие мертвые остатки) - муравьев, грибов, бактерий. Проследите, чтобы дети не забыли про почву и климат.

вверх

 

5. СИЛУЭТЫ ДЕРЕВЬЕВ

Настрой игры: энергичность, игривость

Чему учит игра, какие качества развивает: профили деревьев

Когда и где играть: День/лес

Количество игроков: 2 и более

Возраст: 5 лет и старше

 Найдите место в лесу, где растут несколько видов деревьев. Один ребенок изображает дерево определенного вида, остальные пытаются угадать, какое это дерево. Группа может играть, разделившись на две команды. Вся команда может изображать какое-либо дерево, либо может выбрать своего участника, который более всего похож на какой-либо вид деревьев или оп­ределенное дерево.

В качестве варианта игры можно изображать животных или предоставить возможность детям самим выбрать природные предметы или существа, которых они могут изображать (но никаких машин и роботов).

Эта игра помогает членам группы почувствовать себя свободно в компании друг с другом, а также развивает актёрские навыки.

вверх

 

6. "ПОСТРОИМ ДЕРЕВО"

Настрой игры: энергичность, игривость

Чему учит игра, какие качества развивает: строение дерева, сплочённость группы

Когда и где играть: День и ночь/повсюду

Количество игроков: 12 человек и более

Возраст: 5 лет и старше

 Эта игра обладает магической силой, с помощью которой создается ве­селая, дружеская обстановка в группе, а также изучается строение дерева и функции его частей. С помощью этой игры можно удивительно легко сплотить группу.

В игре "Построим дерево" участники изображают различные части дерева: стержневой корень, придаточные корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. В больших группах несколько игроков могут играть роль одного и того же слоя дерева.

Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность ствола и позволяют ему находиться в вертикальном поло­жении. Корни (стержневой и придаточные) держат дерево, словно якоря и проводят вверх воду и ми­неральные вещества. Слой древесины транспор­тирует воду к ветвям и листьям. Камбий - растущая часть ствола. По лубу пища поступает от листьев к другим частям дерева, а кора защищает все дере­во.

СЕРДЦЕВИНА. Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попроси­те их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участни­кам игры: "Это сердцевина - внутренний стержень дерева, его сила. Задача сердцевины - держать

ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья по­лучили свою долю солнечной энергии. Сердцеви­на существует давно, она мертва, но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была живой, но теперь тысячи ее крошечных трубок, по которым раньше поднималась вверх вода и опускалась вниз пища, заполнена дегтем и смолой". Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача - стоять прямо и не гнуться.

СТЕРЖНЕВОЙ КОРЕНЬ. Попросите несколь­ких человек изобразить стержневой корень. Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные стороны. Скажите им: "Вы - очень длинный корень, называемый стержневым. Вы уходите глубоко в землю - до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву упасть под напором ураганных ветров". Отметьте, что не все деревья имеют стержневые корни (например, красное дерево), но то, которое вы сей­час изображаете, имеет такой корень.

ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ. Выберите ребят с длинными волосами, которые не будут возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите "придаточные корни" лечь на спину так, чтобы их ноги смотрели на "ствол", а головы - наружу. Ска­жите им: "Вы - придаточные корни. Их у одного дерева - сотни тысяч. Вы растете во все стороны от дерева, подобно ветвям, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять вертикально. У вас на концах множество крошечных корневых волос­ков".

В этом месте наклонитесь над одним из "придаточных корней" и распушите ему волосы вокруг головы. Продолжайте рассказ: "Если сложить все корневые волоски одного дерева, то они вытянут­ся в линию длиною в несколько километров. Эти волоски пронизывают каждый квадратный сантиметр почвы, в которой они растут. Когда они чувствуют, что где-то поблизости находится вода, они начинают расти в этом направлении и высасывают ее. Концы корневых волосков имеют такие твер­дые клетки, которые похожи на хоккейные шле­мы. Я хочу, чтобы придаточные корни и стержне­вой корень попрактиковались во всасывании воды. Когда я скажу: "Начали!", вы сделаете так: (издай­те громкий сосущий звук). Итак, начали!"

ДРЕВЕСИНА. Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину. Выберите столько людей, чтобы они образовали круг вокруг сердцевины. Пусть они встанут вокруг нее, глядя внутрь и взявшись за руки. Следите, чтобы никто не наступил на какой-нибудь "корень". Скажите им: "Вы - часть дерева, которую называют древе­синой, или ксилемой. Вы тянете воду из корней и передаете ее самым высоким ветвям. Вы - самый эффективный насос в мире и при этом не имеете ни единой движущейся детали. Вы способны пере­качивать сотни литров воды в день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час! После того, как корни высосут влагу из земли, ваша задача -поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу: "Под­нимаем воду вверх", вы произнесете: "Ви-и-и-и!" (при этом поднимайте руки вверх). Давайте потре­нируемся. Сначала попросим корни высосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: "Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!"

КАМБИЙ/ЛУБ. Выберите группу, которая бу­дет изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже встанут вокруг древесины, глядя внутрь и взявшись за руки. Скажите им: "Следующим за древесиной идет слой камбия - растущая часть дерева. Каждый год он добавляет новый слой древесины и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток. Ваши волосы растут совсем не так". (Рас­положите ладонь одной руки горизонтально, раздвиньте пальцы и просуньте пальцы другой руки снизу вверх сквозь них).

"За камбием, ближе к коре, располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте превратим наши руки в листья". Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыха­лись, как листья. Когда я скажу: "Сделаем пищу! ", поднимите руки и потрясите "листочками", как будто вы поглощаете солнечную энергию и произ­водите питательные вещества. А когда я скажу: "Спустим пищу вниз!", вы произнесите: "Ву-у-у" (долгий утихающий звук); при этом согните ноги в коленях и опустите тело и руки к земле. Давайте потренируемся!

Повторите со всеми "частями дерева" все звуки и движения в следующем порядке: "Начали! Сде­лаем пищу! Поднимем воду вверх! Спустим пищу вниз! (Обратите внимание на то, что кольцо кам­бия/луба делает пищу до того, как древесина под­нимет воду. Убедитесь также, чтобы камбий/луб не поднимал руки и не тряс "листочками" до тех пор, пока вы не скажете "Сделаем пищу!" Благодаря этому руки участников не устанут раньше време­ни).

Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: "Вы - кора дерева. От каких опасностей вы защищаете дерево?" Объясните, что кора защищает дерево от огня, на­секомых, резких перепадов температуры и от де­вочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках. Скажите "коре", как надо защищать дере­во: "Поднимите руки как футбольный вратарь - оба локтя наружу, кулаки - на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пой­ду и посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам придется бороться с ним самим".

Зайдите за дерево и выйдите из-за него в обра­зе соснового точильщика. При этом надо хмуриться и вертеть головой туда-сюда. Возьмите ветку - это будут усики жука. Когда ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Теперь быс­тро обогните дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуть внутрь него сквозь кору. Дети, изображающие кору, должны попытаться отогнать вас.

Пока вы ходите вокруг дерева, подавайте ко­манды другим его частям. Выкрикивайте коман­ды в указанной ниже последовательности. Повто­рите все это три-четыре раза:

В первый раз говорите: "Сердцевина - стойте прямо, не гнитесь!", "Будь твердой, кора". 1)"Кор­ни, начали!", 2)"Листья, сделаем пищу!". 3)"Древесина, поднимем воду вверх!". 4)"Луб, спустим пищу вниз!". В дальнейшем, подавая команды, не называйте части дерева. Когда вы закончите, пусть все участники пожмут друг другу руки за то, что они были все вместе таким замечательным дере­вом. И помогите "корням" подняться с земли!

вверх

 

7. ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ ДЕРЕВОМ

Настрой игры: спокойствие, наблюдательность

Чему учит игра, какие качества развивает: любовное отношение к деревьям, биология деревьев, сопереживание

Когда и где играть: День и ночь/повсюду, лучше среди листопадных деревьев

Количество игроков: 2 и более

Возраст: 5 лет и старше

Специальные материалы: магнитофон и кассеты

 В игру "Представь себя деревом" можно играть как в помещении, так и на улице. Найдите в лесу поляну под ка­ким-нибудь большим листопадным деревом.

Пусть все участники игры  разойдутся по поляне и встанут, закрыв глаза, недалеко от вас, чтобы иметь возможность хорошо вас слышать. Скажите им, что сейчас они проживут годовой цикл жизни дерева - лето, осень, зиму и весну. Все они станут "деревьями".

Пока вы будете рассказывать свою историю, "деревья" могут поднять руки вверх, изображая ветви, или просто стоять с закрытыми глазами, пытаясь представить ваш рассказ перед своим мысленным взором. Если вы играете с маленькими детьми, то движения (например, во время "зимних" буранов) помогут вам направить энергию детей в нужное русло. Более подробное описание игры "Представь себя деревом" вы найдете далее, в чет­вертой главе.

Если вам трудно выучить весь текст наизусть или у вас нет времени прочитать его полностью, - не переживайте. Если вы запомните несколько самых существенных деталей для каждой фазы годового цикла, вы легко сможете восстановить недостаю­щее своими словами. Когда я готовил эту игру, мне попалась очень ценная книга, в которой содержится много интересной информации о жизни деревьев. Эта книга - "Великий американский лес" - написана Руттерфордом Платтом.

Если вы работаете с маленькими детьми или с группой, внимание которой рассеивается очень быстро, сократите ваш рассказ, опустив второсте­пенные детали и сжав некоторые описания, пред­назначенные для создания определенного настро­ения. Ваше мастерство рассказчика будет возрастать с каждой игрой.

Итак, ваша группа разместилась под деревом, каждый человек стоит в выбранном для себя месте, и вы начинаете свой рассказ.

Закройте глаза... Деревья играют очень важную роль в жизни Земли. Они создают половину кисло­рода, содержащегося в нашей атмосфере. Они зак­репляют почву и предотвращают эрозию почв. Они дают пищу и убежище бесчисленному множеству животных. Зимой они нагревают воздух вокруг себя, а летом - охлаждают его. Деревья пробужда­ют в нас мысли о красоте, благородстве, силе и спо­койствии.

Представьте себе, не открывая глаз, что вы иде­те через лес к большому лиственному дереву (пауза). Вот вы вышли на лесную полянку. Остановитесь, повернитесь лицом к солнцу и почувствуйте, как вы превращаетесь в большое лесное дерево.

Расставьте ноги на ширину плеч и почувствуй­те, как от ваших бедер вниз уходит массивный стержневой корень. Почувствуйте, как он проходит через ваши бедра... колени... лодыжки... через по­дошвы ног и достигает земли. Ваш стержневой ко­рень прорастает сквозь мягкий верхний слой почвы и уходит все дальше и дальше вниз, в глинис­тую почву. Продолжайте мысленно представлять себе, как ваш корень углубляется в землю, пока не достигнет отметки 9 метров от поверхности земли (пауза).

Ну а теперь направьте во всех подземных на­правлениях свои боковые корни. Пусть протянутся влево... вправо... вперед... назад... Они простираются все дальше и дальше от ствола - на три мет­ра, на шесть и даже на девять.

Осторожно покачайтесь вперед и назад. Почувствуйте, как прочно вы вросли в землю. (Пауза). Окиньте мысленным взором свой могучий ствол и убедитесь, какой он большой и круглый. (Пауза). Ваша кора гладкая или шершавая? Она темная или светлая? (Пауза).

Теперь окиньте взглядом свой ствол до самых верхних ветвей. Пройдите мысленно вдоль них, наблюдая, как они становятся все тоньше и тонь­ше, как они тянутся к небу.

Сейчас лето, жизнь прекрасна. Дни длинные. Солнышко пригревает. Легкий ветерок покачива­ет ваши ветви. Почувствуйте, как ваши корни удер­живают вас. Какие у вас листья? Они крупные и заостренные, или маленькие и округлые?

Впитывайте энергию теплых солнечных лучей, посылайте ее в листья и вырабатывайте пищу, ис­пользуя для этого солнечный свет, воздух и воду, которую вы добываете из земли. Теперь отправьте пищу вниз по веткам к стволу. Почувствуйте, как она движется вниз к корням. Запасите ее здесь. Лето - это время, когда вы создаете запасы пищи.

Вы высасываете воду из почвы своими крошеч­ными корневыми волосками, находящимися глу­боко под землей. Эти волоски пронизывают всю почву вокруг вас и касаются почти каждой ее час­тички. Поднимите эту воду вверх. Почувствуйте, как сначала она движется тоненькими ручейками, а потом - широкими потоками. Вот она поднима­ется по стволу, все выше и выше. Скорость ее по­дачи достигает ста километров в час. Она поступа­ет в ветви и добирается до листьев. Здесь она испа­ряется, насыщая окружающий воздух влагой. При­ближается осень, дни становятся короче, солнеч­ного света все меньше. Производство пищи полностью прекращается. Становится холоднее, и сок из листьев начинает опускаться по ветвям в ствол и далее в корни. Здесь, глубоко под землей, питатель­ные вещества запасаются до следующей весны.

Посмотрите, как ваши увядающие листья ста­новятся золотыми, желтыми и красными! Все это происходило уже не раз - вы теряете свои листья осенью много лет подряд. Сбросьте свои листья и погрузитесь в спячку. Вы готовитесь к приближе­нию зимних холодов, пытаетесь защитить себя от них. (Пауза).

Над горизонтом нависли грозовые тучи, небо потемнело. Ветер раскачивает ваши ветки. Первые крупные дождевые капли бьют по вашим голым ветвям, на которых осталось еще несколько лис­точков. Ураганный ветер проносится по лесу и срывает листья, бросая их на землю. Посмотрите на землю под вами - она вся усыпана вашими лис­тьями и листьями других деревьев, окрашенными в яркие цвета. (Пауза). Начинается сильный дождь, и ваши ветви промокают насквозь. Послушайте, как капли воды падают с ветки на ветку и затем на землю. (Пауза).

Зима только начинается. Со стороны моря на­летает невероятно сильный шторм. Послушайте, как завывает ветер при его приближении. Сильные порывы ветра подхватывают ваши ветви и грубо раскачивают их. Словно корабль в штормовом море, вас бросает вперед и назад, вперед и назад, вперед и назад. Только благодаря своему мощно­му стержневому корню и многочисленным боко­вым корням вы не падаете на землю.

Шторм начинает ослабевать. Ветер стихает. И снова в лесу покой. Ваши ветви теперь совсем го­лые, а под вами чуть поблекший ковер из желтых и красных листьев. Ваш застывший силуэт выделя­ется на фоне хмурого серого зимнего неба. Тем­пература падает и, наконец, летят первые снежин­ки. Почувствуйте холод снега, накапливающегося на ваших ветвях.

Многие животные покинули лес: кто умер, кто улетел или ушел в поисках пищи. Вы тоже почти умерли: только 1% ваших тканей остался живым - тонкий слой жизни, расположенный под самой корой (пауза). Но в ваших крошечных почках уже заложены листья и цветы будущего года. Найдите их у себя на кончиках ветвей, они защищены от холода и сырости зимы восковым налетом. Эти почки - залог вашей новой жизни в следующем году. Сядьте на корточки и превратитесь в крошечную почку, из которой когда-нибудь вырастет лист. Вы словно младенец в теле своей матери, вы ждете сво­его часа, чтобы появиться на свет. Вы ждете весны! (Пауза).

Дни становятся длиннее и теплее. Когда воздух достаточно прогревается, а солнце все дольше за­держивается на небе, глубоко в корнях пробуждается сок и начинает двигаться вверх по стволу, все выше и выше, проникая в ветви и достигая почек. (Пауза). Раскройтесь теперь как крошечный, нежный ярко-зеленый листок! Подставьте себя под поток солнечного света и наслаждайтесь его  теплыми, вливающими в вас энергию, лучами. Почув­ствуйте, как эта энергия поступает проникает внутрь и питает вас. Зеленейте и подрастайте ско­рее!

Пошлите энергию, запасенную в пище, вниз - всем органам дерева. Теперь почувствуйте все ли­стья на ветке и передайте всему дереву жизненную силу, которую вы получили от Солнца. Вы пред­ставляли себя отдельным листком - станьте теперь снова целым деревом. Ощутите, как ваши корни прорастают глубоко в землю (пауза). Почувствуйте, как растут кончики ваших ветвей. Вы растете вверх и вниз, чуть толще делается ваш ствол. Весна - это время обновления. Теперь 99% вашего тела вернулось к жизни, сообщая вам и всему лесу огромную жизненную силу.

По мере того, как вы возвращаетесь к жизни, многие животные вновь появляются в лесу. Птицы садятся на ваши ветви. Протяните одну из ваших ветвей и пусть на нее сядет малиновка. Возле вас пасутся олени, под вашей кроной вырастают цветы. Животные находят для себя корм на ваших ветвях и стволе. Вы даете им убежище. Протяните ваши ветви ко всем живым существам в лесу, словно защищая их и даря свою любовь. Почувствуйте, что все вы живете одной общей жизнью, полной красоты и гармонии. (Пауза).

Пожалуйста, лягте на спину. Я прочту вам стихотворение о деревьях. Почувствуйте, как вы становитесь той частью дерева, о которой говорится в той или иной строке. После первого двустишия можете открыть глаза и смотреть на ствол большого дерева.

вверх

 

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "БУМЕРАНГ", 2006 год

© Эколого-просветительская лаборатория "РОСТКИ", составление