Экологические игры

  1. Растем вместе

  2. Дерево и я

  3. Такие разные деревья

  4. Знакомство с деревьями

  5. Если бы я был деревом

  6. Деревья помогают мне

  7. Что ты знаешь о листьях

  8. Семена, вперед!

  9. Будем подражать природе

  10. Кто дышит для нас

  11. У нас есть дерево

  12. Почему гибнут леса

  13. Растительные "этажи" (ярусы)

 

1. РАСТЕМ ВМЕСТЕ

Цели: Учащиеся будут вести наблюдения (как письменно, так и в картинках) над выбранными ими деревьями (в течение учебного года); периодически записывали, результаты наблюдений над собственным физическим и умственным развитием (в течении учебного года).

Материалы: Приложение, бумага, прозрачная клейкая лента; сантиметр (рулетка); простые и цветные карандаши.

Дети очень чувствительны к переменам. Они гордятся тем. как растут сами, своими вновь приобретенными знаниями и умениями. Они также с удовольствием замечают перемены в природе. Это упражнение направлено на развитие у детей умения наблюдать за природой (например, за каким-либо деревом вблизи школы). Оно также предназначено для развития у детей положительного восприятия самих себя в процессе наблюдения за своим собственным умственным и физическим развитием, Деревья на городской улице (особенно молодые посадки) часто становятся жертвой бездумного вандализма. Постоянные наблюдения за одним и тем же деревом может помочь учащимся понять ценность деревьев в своем окружении. Еще более важно то, что это ощущение ценности может заложить основу более глубокого чувства — ответственности за окружающую среду.

 

Урок 1. Скопируйте 5 страниц календаря для каждого ребенка (копии можно делать на обеих сторонах листа). Раздайте их детям. Попросите детей сложить листы вдвое и вложить их в обложки. Они могут также добавить несколько линованных страниц к концу дневника для записи дополнительных заметок. Сложите страницы календаря в виде книжечки и сшейте их.

Начните с того, чтобы каждый ребенок нарисовал себя на первой странице  дневника. Пусть они напишут под картинкой свое имя и фамилию печатными буквами. Прикрепите к стене сантиметр и замерьте рост каждого ребенка. Дети могут, работая в парах, измерить рост друг друга. Пусть дети запишут свой рост в данный дневник (они также замерят свой рост в конце года, чтобы узнать, насколько выросли).

Урок 2. Выведите детей на улицу, чтобы они изучили деревья вокруг школы. Дети должны взять с собой дневники "Растем вместе", простые и цветные карандаши. Соберите класс вокруг какого-либо дерева вблизи школы для подробного рассмотрения. Пусть дети попробуют сосчитать ветки, зарисуют форму листьев и структуру ствола. Предложите им поискать на дереве насекомых, птиц и т.п. Поговорите с детьми о том, что нужно дереву для роста.

Если вблизи есть парк, поведите туда учащихся для изучения деревьев. Пусть каждый ребенок выберет себе дерево, с которым будет дружить. Выбранные ими деревья и будут объектом их наблюдения в течении учебного года (если вблизи нет парка и деревьев мало, то все дети могут делать наблюдения за одним деревом или разбиться на группы и вести коллективное наблюдение).

1 класс: Как только дети выберут дерево, попросите их нарисовать его на одной страниц своего дневника — календаря. На рисунке должна быть проставлена дата. Попросите обратить внимание на детали. Можно также потренироваться в написании печатными буквами слов, описывающих дерево, на пустом месте под рисунком. По мере развития навыков письма в течении учебного года можно начать писать простые предложения, описывающие дерево и перемены, происходящие с ним со временем.

2-3 классы: Кроме зарисовки деревьев учащимся должны составлять описательные предложения или краткие связные тексты о них. Попросите детей записывать все их наблюдения, какими бы незначительными они не казались. Эта информация будет полезна при последующем сравнении. Линованные страницы в конце дневника можно использовать для дополнительных записей. Проследите за тем, чтобы каждое наблюдение было датировано.

Ежемесячные занятия: каждый месяц каждый из учащихся должен записывать перемены, происходящие с ним. Это можно делать, например, составляя списки новых узнанных ими слов, рисуя самих себя в одежде по сезону, рисуя себя в процессе применения вновь освоенных навыков (например, чтения, езды на велосипеде, плавания и т.д.). В этих записях также можно отразить свои чувства, они могут быть в форме стихов или простых рассказов.

Каждый месяц (или раз в два месяца) дети должны навещать свои деревья. Они будут рисовать их и записывать свои наблюдения. Кроме того, вы можете проводить каждый месяц новое занятие "Дерево и я" согласно нижеследующим примерным указаниям.

Календарь "Растем вместе"

 

Обложка для календаря

 вверх

 

2. ДЕРЕВО И Я       

Взяв увеличительные стекла, выйдите из школы и подробно рассмотрите ствол дерева. Так же можно рассмотреть собственную кожу.

Прикладывая бумагу и потирая карандашом, сделайте копии листьев и ствола и перечислите прилагательные, подходящие для описания их строения и формы.

Сорвите лист и поместите его под пресс. Когда он высохнет, его можно вклеить в дневник – календарь  и закрепить прозрачной клейкой лентой.

Измерьте окружность ствола дерева. Попросите детей найти самое большое и самое маленькое из их деревьев. Затем постройте детей по росту. Кто самый высокий? А кто самый маленький?

Используйте определитель деревьев, чтобы узнать, как называется дерево. Чем одно отличается от другого? А чем люди отличаются один от другого?

Поищите признаки присутствия животных, использующих деревья, и составьте рассказ о взаимодействиях животных с деревьями. Обсудите, каким образом люди используют деревья.  

вверх

 

3. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Цели: Учащиеся будут описывать, что нужно дереву для роста; выяснять, какие факторы мешают росту деревьев.

Материалы: Лист с карточками.        Скопируйте лист с карточками. Разрежьте листы на карточки для раздачи во время "охоты за деревьями" (кроме карточки "Дерево для меня").

Скажите учащимся, что они будут играть в "зеленых разведчиков", чтобы больше узнать об окрестных деревьях. Поведите их в парк или куда-нибудь недалеко от школы. Дайте каждому ученику карточку и предложите найти объекты, изображенные на карточке.

Карточка "Семена дерева": Расскажите ученикам, что нужно семечку для роста. Упомяните, что не все семена прорастают, и предложите детям подумать, что с ними может случиться (некоторые семена съедают животные, другие приземляются на поверхности, непригодные для роста, третьи прорастут, но не смогут выжить, если природные условия неподходящие).

Карточка «Самое маленькое дерево»: Дети с такой карточкой должны решить, какие из найденных ими деревьев являются самыми маленькими. Многие дети еще не понимают, что даже очень маленькие побеги — это тоже деревья. Они должны быть способны выбрать молодые побеги при поиске древесных стеблей и форм листьев дуба, вяза или клена. Поговорите о том, что молодым деревьям для роста необходим солнечный свет, земля, воздух и вода Карточка «Грустное дерево": Расспросите детей, какие они нашли "грустные2 деревья и обсудите, почему эти деревья попали в беду. Отломлены ли у них ветки? Есть ли у них порезы и царапины на стволе? Есть ли рядом с таким деревом дорога с интенсивным движением, вызывающим загрязнение воздуха? Растет ли оно в плотно застроенном квартале рядом с бетонной стеной? Поговорите о том, что могут сделать люди для решения части из этих проблем. Сравните кору дерева с кожей ребенка и заметьте, что порезы на коре подобны порезам на коже.

Карточка "Веселое дерево": Рассмотрите веселое дерево и предложите детям объяснить, почему они выбрали именно это дерево. Еще раз расскажите им о том что нужно деревьям для роста. Предложите классу обсудить, почему им кажется, что эти деревья здоровы.

Карточка "Дерево с гнездом". Когда вы останавливаетесь, чтобы изучить деревья с гнездами, расскажите о взаимодействии деревьев и животных. Попросите детей подумать, какие еще животные могли бы использовать эти деревья.

Карточка "Самое большое дерево". Пусть дети укажут на самое большое дерево и измерят его окружность с помощью длинной веревки, обернутой вокруг ствола. Решите, какое дерево самое большое и возвращайтесь в класс.

Карточку "Мое дерево" раздайте детям, чтобы они нашли свое дерево около своего дома. Эту карточку они могут повесить на это дерево. Пусть они нарисуют каждый свое выбранное дерево.

 

Скопируйте этот лист. Поведите детей в парк или куда-нибудь недалеко от школы. Дайте каждому ученику по карточке и предложите найти объекты, изображенные на них.

вверх

 

4. ЗНАКОМСТВО С ДЕРЕВЬЯМИ

Цели: Учащиеся проведут небольшое исследование.

Материалы: Лист с заданием.

Раздайте учащимся лист с заданием. Пусть они самостоятельно заполнять его, обследуя дерево, которое они выбрали, а результате предыдущего занятия — карточка «Мое дерево». Из принесенных семян и листьев сделайте выставку.

Изучи подробно дерево, выбранное тобой.

Можешь ли ты отличить куст от дерева? Ответь на эти вопросы: 

1. У куста:

  • один ствол  

  • несколько стволов

2.  У дерева:

  • один ствол  

  • несколько стволов

3. Твое дерево растет

  • в парке

  • на улице

  • на школьном участке

  • во дворе дома

  • в другом месте

  • среди других деревьев 

  • отдельно от других деревьев

4. Как ты думаешь это дерево выросло само по себе или посажено человеком?

5. Почему ты так думаешь?

6. Твое дерево

  • листопадное

  • вечнозеленое

7. Листопадное дерево отличается от вечнозеленого

  • сбрасывает листья на зиму

  • формой кроны

  • строением листьев

  • размерами

8. Высокое ли твое дерево?      

  • Да

  • нет

9. Как стоит дерево

  • прямо           

  • наклонно      

10. Пощупай листья дерева. Какими словами можно описать твои ощущения.

 Лист:

  • Чистый

  • Масляный

  • Грязный

  • сухой

  • другой          

11. Есть ли на листьях дырочки?

  • да

  • нет

12. Нарисуй лист этого дерева на обратной стороне.

13. Принеси один лист в класс.  

14. Повреждена ли кора чем-нибудь?

  • да

  • нет

15. Видны ли у этого дерева корни?

  • да

  • нет

16. Видишь ли ты какие-нибудь плоды или семена на дереве или под ним?

  • да

  • нет     

17. Нарисуй семена на обратной стороне этого листа. Принеси несколько семян в класс.

18. Подчеркни, что еще ты заметил на этом дереве

  • птичье гнездо

  • муравьи

  • жуки

  • гусеницы      

  • бабочки        

  • другие насекомые

  • паутина        

  • пауки 

вверх

 

5. ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕРЕВОМ

Цели: Учащиеся будут описывать назначение различных частей дерева.

Материалы: Лист с заданием.

Нарисуйте на доске изображение дерева и попросите детей показать на нем части дерева — корни, ствол, кора, ветки и листья. Сравните части дерева с частями тела человека (кожа похожа на кору, ноги на корни и т.д.). Чтобы помочь учащимся изучить назначение частей дерева, прочтите стихи из листа с заданием и предложите произнести хором недостающее слово в конце каждой строфы. Прочтите стихотворение во второй раз и попросите учащихся инсценировать его. Ниже приведены рекомендации, как лучше это сделать.

Строфа 1 стихотворения: Детям следует встать с широко расставленными ногами и представить себе, что ноги растут и становятся все длиннее и длиннее. Пусть они покачаются как бы от ветра или представят себе, что им хочется пить и они чувствуют, как вода поступает через ноги.

Строфа 2: Детям следует встать неподвижно, вытянувшись, и представить себе, что кожа становиться твердой и морщинистой — наморщиться, а затем скривиться, представив себе, что их кожу – кору кто-то режет.

Строфа 3: Руки детей становятся ветками, когда они разводят их в стороны. Детям следует подвигать руками, чтобы изобразить, как растут новые ветки, и представить себе, что на них садятся птицы, а возможно и остаются, чтобы свить гнезда на их плечах.

Строфа 4: Детям следует сжать кулаки, а затем медленно их разжать — это будут почки, раскрывающиеся весной; развести в стороны пальцы, чтобы показать, как листья тянутся к солнцу. Попросите детей представить себе, что их пальцы на свету производят еду. Пусть они медленно опустят руки, шевеля пальцами, изображая падающие осенью листья.

2-3 Классы: Раздайте ученикам  листы с заданием. Предложите детям вставить в текст недостающие слова. Повторите им еще раз назначение различных частей дерева.

 

Если бы я был деревом,      

Мои ноги бы росли и росли

Все глубже и глубже в землю.

Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши.

Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.

Они росли бы все глубже и глубже

И искали бы мне воду, чтобы пить.

Но самое лучшее -

Мне не нужны были бы ботинки,

Потому что мои новые ноги назывались бы

___________________

 

Если бы я был деревом, 

Моя кожа стала бы твердой и жесткой,

И даже стала бы шершавой.

Она была бы вся в буграх и бороздах.

я даже чувствую, что она морщинистая.

Но эта моя новая морщинистая кожа

Защитит меня от ран.       

А дети поймут,

что нельзя вырезать надписи и знаки

На этой новой коже, которая называется

__________________

 

 

Если бы я был деревом,

Мои руки тянулись и тянулись бы к солнцу.

И у меня росли бы новые руки, одна за другой,

сперва одна, потом еще и еще.

Как это здорово -

так далеко и высоко дотянуться,

И быть приютом для птиц,

Чтобы они могли отдохнуть.

А если мне повезет, они совьют на мне гнездо

Эти новые, красивые и длинные руки

Будут называться

__________________

 

Если бы я был деревом,

мои руки покрылись бы почками,

а внутри каждой плотно свернутой почки

была бы маленькая пищефабрика, ждущая света.

Каждую весну мои почки бы раскрывались,

И становились бы зелеными и нежными.

Внутри каждой делалась бы еда,

а в летний зной они давали бы прохладу и тень.

А осенью, когда холодает,

Они стали бы красными и золотыми,

А потом падали бы, танцуя на ветру.

Потому что эти производители еды _________________     

 

Как это было бы чудесно, если бы я мог быть деревом! 

вверх

 

6. ДЕРЕВЬЯ ПОМОГАЮТ МНЕ

Цели: Учащиеся будут описывать, какую пользу приносят деревья, рисовать свой любимый подарок от дерева (1 класс); придумывать рисунок для значка "Д.П.М." — Деревья Помогают Мне.

Материалы: Бумага для рисования плотная бумага, ножницы, фломастеры, булавки.

Если у вас есть возможность, то подберите соответствующий литературный материал о пользе деревьев, прочитайте учащимся и обсудите его. Предложите детям подумать о том, сколько деревья приносят пользы и радости. Составьте общий список и посмотрите, сколько в нем наберется пунктов. Затем пусть каждый ребенок решит, что из того, что ему дают деревья, он любит больше всего. Некоторые выберут еду (например, ягоды, апельсины или орехи), другие — изделия из бумаги, (такие, как книги и фотографии). Третьи предпочитают изделия из дерева: игрушки, столы, кровати, дома и т. д. Кому-то просто может нравиться  сидеть в тени, наслаждаться красотой деревьев.

1 класс. Попросите каждого нарисовать его любимый подарок от деревьев. Поместите рисунки на доске с надписью "Деревья помогают мне" или развесьте их вокруг настенного календаря "Растем вместе".

2-3 классы: Дайте каждому ученику по листу рисовальной бумаги. Предложите детям самим нарисовать и вырезать значок "Д.П.М." Рисунки значков могут представлять из себя изображения любимого подарка деревьев детям, частей самих деревьев и т.д. Затем попросите учеников написать на значках слово "Д.П.М.". Прикрепить значки на одежду детей булавками. Эти значки можно носить в течении дня и рассказывать всем, кто спросит, что такое "Д.П.М." о своих друзьях – деревьях.

вверх

 

7. ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ О ЛИСТЬЯХ

Цели: Учащиеся будут находить различия в форме листьев, и разделять их на типы в зависимости от их формы (1 классы); изучать кругооборот воздуха между растениями и животными; (2-3 классы); знакомиться с различными растениями, растущими около школы и их дома (2-3 классы).

Материалы: Лист с заданием, прозрачная клейкая пленка («скотч»), фломастеры (1класс), 3-4 полиэтиленовых пакета клейкая лента или скрепки (2-3 классы).

На первый взгляд, на заросшем пустыре или полосках травы, расположенных вдоль тротуара, нет разнообразия и каких-либо интересных качеств. Однако подробное рассмотрение показывает, что там есть растения со множеством интересных форм и разных размеров, а также есть группа «упорных» растений, называемых сорняками, которые растут даже в твердом грунте и без всякой помощи от кого-либо. Их присутствие расцвечивает городской пейзаж зеленью и обеспечивает часть необходимого нам кислорода.

1 класс: Это упражнение направлено на ознакомление детей с разнообразием растений в их окружении. Одновременно развиваются их способности к различению, классификации и счету. Скопируйте и раздайте листы с заданием, предложите учащимся сравнить нарисованные на них формы листьев с теми листьями, которые они смогут найти в окрестностях школы. Попросите их аккуратно собрать листья для последующего сравнения. Если нашлось только одно растение с листьями нужной формы, попросите детей не срывать с него все листья. Напомните ученикам, что листья нужны деревьям для выработки их собственного питания.

По возвращении в класс дети должны разложить листья по принципу похожие к похожим, а затем сформировать из них счетные наборы. Наиболее редковстречаемый тип листа может образовать набор из одного. Приклейте его рядом с цифрой "1" на доске. Набор из двух листьев может соответствовать другому редкому типу листа или другому типу (по выбору учащихся). Можно также формировать наборы но принципу "от маленьких листьев — к большим". Прикройте листья прозрачной пленкой, чтобы они не сморщились

Предложите ученикам, используя разные оттенки зеленого цвета, раскрасить листья, нарисованные на листах с заданием, и присоединить их к «копилке класса».

2-3 классы: Расскажите ученикам о круговороте воздуха между ними самими и растениями. Это будет первый шаг к. способности ценить растения в своем окружении. Чтобы помочь им понять, что воздух состоит из газов, вскипятите в классе чайник. Когда пойдет пар, обсудите переход вещества из жидкого состояния в газ. Поместите кусок стекла или зеркало над паром и привлеките внимание учащихся к конденсации водяного пара на стекле.

Объясните детям, что в воздухе есть газы, выделяемые животными и растениями. Растения поглощают углекислый газ (СО2) и выделяют кислород через маленькие дырочки в листьях, называемые устьицами. Люди и другие животные вдыхают этот кислород и выдыхают углекислый газ, который в свою очередь используют растения, и так далее — по циклу.

Выведите учащихся на улицу, чтобы посмотреть, какие растения, производящие кислород, есть в окрестностях школы. Возьмите с собой несколько полиэтиленовых пакетов и ленту или скрепки, чтобы их закрыть. Прежде чем начать поиск растений, прикройте несколько листьев пакетом и плотно заклейте лентой или прижмите скрепкой (можно выбрать для этого листья как на солнце, так и в тени). Вода, выделяемая через устьица листьев, сконденсируется и образует капельки на внутренней стороне пакетов примерно через 15 минут. Скажите ученикам, что, пока они изучают растения на местности, внутри пакетов кое-что произойдет. Попросите их предсказать, что они могут в них обнаружить. Начните «охоту за растениями», чтобы выяснить, сколько различных типов растений они смогут найти в окрестностях школы. Пусть сначала для сравнения форм листьев они используют лист с заданием. Затем попросите их найти листья другой формы и подсчитать число найденных растений. Вернитесь к опыту с полиэтиленовыми пакетами и снимите пакеты, так чтобы дети могли их осмотреть. Во время обсуждения образования капелек воды внутри пакетов вспомните о чайнике с кипящей водой и образовании на зеркале капелек воды при конденсации пара. Напомните детям, что у листьев есть маленькие дырочки, не видные невооруженным глазом, и что через эти дырочки проходят газы. Кроме кислорода, лист выделяет водяной пар.

По возвращении в класс попросите детей подсчитать число разных найденных ими производителей кислорода. Пусть они запишут это число и составят небольшой рассказ, описывающий местный "зеленый пейзаж". Они также могут нарисовать круговорот воздуха между ними самими и растениями на обратной стороне листа.

 

Дополнительное занятие:

По окончании данного упражнения ученикам, конечно же, будет интересно рассмотреть лист растения под микроскопом. Для этого нужно приготовить очень тонкий срез эпидермиса (внешнего слоя) листа. Попробуйте разрезать лист  вдоль и отделить слой эпидермиса с нижней стороны. Он будет тонким и на вид прозрачным (это позволит свету микроскопа пройти через него). Рассмотрите эпидермис при высоком увеличении. Обратите внимание детей на небольшие образования между клетками, похожие на почки. Это — замыкающие клетки, а отверстия между ними — устьица. Замыкающие клетки открывают устьица, когда они наполняются водой, и закрывают, когда воды нет. Это помогает растениям при необходимости удерживать воду. Предложите учащимся рассмотреть и зарисовать устьица и замыкающие клетки.

 

Какие бывают листья

вверх

 

8.СЕМЕНА, ВПЕРЕД!

Цели: Учащиеся будут описывать пять различных способов распространения семян в природе.

Материалы: Карточки "Найди меня", увеличительные стекла (лупы).

Распространение семян — замечательная тема для обсуждения с детьми. Больше всего семян, конечно, бывает осенью, но в принципе их можно найти в любое время года. Клен и вяз распространены во многих городах, они цветут и дают семена весной. Перелетных птиц можно видеть, когда они собираются на этих деревьях, чтобы покормиться свежими семенами. Семена одуванчиков можно найти как осенью, так и весной.

Скопируйте карточки "Найди меня" с изображением семян для каждого учащегося. Кроме того, скопируйте и нарежьте пять наборов этих карточек для внеаудиторных занятий. Найдите пустырь или парк рядом со школой, где можно встретить различные семена. Расскажите учащимся, что они вышли на прогулку, чтобы узнать, как семена растений перемещаются по городу. Принесите два набора карточек и несколько увеличительных стекол.

Найдите куст, дерево или траву, имеющие, хотя бы несколько семян. Предложите детям пересчитать эти семена. Спросите, что могло бы случиться, если бы все эти семена упали прямо на землю и попытались вырасти в этом же месте. Дети быстро поймут, что семенам нужно распространяться и что у растений должны быть подходящие для роста условия.

Разделите детей на пять групп: "Цепляющиеся", "Ягоды", "Крутящиеся", "Летучие", "Орехи". Обсудите с классом различные способы распространения семян, используя картинки на карточках как примеры. Затем раздайте каждому ученику по карточке "Найди меня". Предложите детям, разойдясь по некоторой ограниченной территории, найти как можно больше примеров семян. Обратите их внимание на то, что надо искать только те семена, которые используют указанный в их карточке способ распространения. Однако их выбор не ограничен именно тем семечком, которое нарисовано на картинке. Если примеры каких-либо способов распространения не очевидны, дайте группе другой набор карточек "Найди меня".

Через 10 минут позовите всех обратно и рассмотрите их находки. Используйте увеличительные стекла. Можно ли найти признаки того, что животные пытались съесть семена? Какие это могли быть животные? Какая группа нашла наибольшее количество семян? Какой вид семян мог бы добраться дальше других? Почему?

Когда вы вернетесь в класс, раздайте всем по карточке "Найди меня" и попросите детей провести "охоту за семенами" в окрестностях своего доме. Если вы собрали какие-либо семена во время прогулки, можно подклеить их на плотную бумагу вместе с карточками "Найди меня" и показать в классе.

Карточки "Найди меня"

Вокруг вас все время путешествуют семена. Посмотри, можешь ли ты найти какие-нибудь семена, похожие на эти.

вверх

 

9. БУДЕМ ПОДРАЖАТЬ ПРИРОДЕ?

Цели: Учащиеся будут изучать простейшие примеры круговоротов в природе; определять, что могут сделать люди, чтобы рационально использовать бумагу.

Материалы: Лист приложения со стихотворением "Дерево ест".

У природы есть своя мудрость. Природные системы — это образцы эффективности и сбалансированности. Лесное сообщество использует энергию солнца. Деревья и травянистые растения поглощают энергию солнца и используют ее для превращения двуокиси углерода и воды в питательные вещества, обеспечивающие рост растений. Травоядные жители леса также получают часть своей энергии от этих питательных веществ. Затем энергия через сложную пищевую сеть лесного сообщества передается плотоядным животным. Первоначальная энергия солнца преобразуются в питательные вещества, которые передаются по пищевой сети и в конце концов превращаются организмами, перерабатывающими опавшие листья и другие органические вещества, в питательный слой земли. Питательные вещества земли в свою очередь используются растениями, и круговорот продолжается. Отходов нет. Нет ни свалок, ни отбросов. Система работает также, как работала веками, она красива и уравновешена. Чему мы можем научиться, изучая природные круговороты? Как мы можем включить природную эффективность и уравновешенность в наши взаимодействия с землей?

 

Попросите детей описать происходящие в природе процессы. Спросите, что происходит с листьями, когда они падают на землю. Они, наверное, ответят, что их уносит ветер или их сгребают в кучи люди. Объясните, что  листья   «съедаются»   и  разрываются  на  маленькие   кусочки крошечными  существами,  живущими  в  земле  (слизняки,  черви, улитки, сороконожки и т.д.). Они обеспечивают их переработку. Объясните, что от листьев остаются такие маленькие кусочки, что содержащиеся в них питательные вещества становятся доступными для корней деревьев. Деревья используют их для роста. Осенью листья осыпаются, и круговорот продолжается.

Чтобы учащиеся лучше поняли этот круговорот, пусть они разыграют  следующую   сценку.   Шесть  пар   детей   будут "деревом". Им надо построиться лицом друг к другу и взяться за руки, чтобы изобразить "ствол", через который может проходить "пища". Четверо детей будут "листьями". Пусть сначала они встанут "в верхушке" (спереди) дерева. Затем они переместятся на землю, где поедающие их существа (6-7 детей) "разорвут их на части". "Листья" должны свернуться и становиться все меньше и меньше, а потом проползти обратно "в верхушку дерева" через «ствол», изображая, как дерево ест. Тогда они станут новыми "листьями". Пусть остальные ученики по ходу действия сценки читают приведенное в данном упражнении стихотворение "Дерево ест". Потом дети поменяются местами, так чтобы у каждого была возможность поиграть.

Третьеклассникам может не понравиться эта игра. Вместо этого можно раздать каждому по экземпляру стихотворения и провести его обсуждение.

По окончании игры "Дерево ест" обсудите в классе тот факт, что в природе нет отходов. Дети должны осознать, что листья используются вновь и вновь. Переведите разговор на использование людьми бумаги. Спросите, откуда берется бумага. Обсудите идею о том, что бумагу дарят нам деревья. В процессе производства бумаги деревья срубают. Пример круговорота в природе, делает понятным огромное значение переработки бумаги для ее повторного использования. В результате мы имеем меньше отходов и сохраняем огромное количество деревьев, а деревья — это "легкие" нашей планеты.

Заведите в классе коробку для сбора использованной бумаги. Пусть учащиеся используют бумагу из данной коробки на других занятиях. Попросите детей нарисовать деревья. Ученики 3-х классов могут написать стихи (рассказ) о бумаге, которую мы получаем от деревьев, и о том, как ее можно использовать вторично.    

 

Дерево ест

Похоже, что дерево сильно чихнуло и все его листья -    разнесло ветром.

Листья кружатся, вертятся, носятся вокруг. А потом тихо и медленно падают на землю.

Там они останутся до тех пор, пока их не найдут

крошечные червячки и голодные жучки,

которые разорвут их на части.

Они их сжуют и пережуют.

Листья станут такими маленькими,

что можно будет даже подумать,

что от них вообще ничего не осталось.

Но ты не бойся, листья просто так не исчезают!

Когда их разжуют червячки,

то, что останется от них съест дерево.

От этих маленьких-маленьких листиков

дерево вырастет очень большим.

Но это еще не все!

На дереве вырастут новые листья,

Которые снова сдует ветром,

и их снова сжуют-пережуют червячки,

и они снова станут едой для дерева!    

 

вверх

 

10. КТО ДЫШИТ ДЛЯ НАС

Материалы: краски, бумага (или заранее приготовленные изображения деревьев, других растений или животных), большой лист оберточной бумаги, клей.

Место: класс, школьный двор.

Мотивация: эта игра должна помочь детям осознать значение деревьев в жизни человека и животных, потому что дети зачастую воспринимают деревья только как часть окружающей среды, часто необязательную.

Игра: подготовьте изображения различных деревьев, растений, животных и людей. Если у вас нет таких изображений, пусть дети сами их нарисуют, но нужно, чтобы, по крайней мере, половина детей нарисовала деревья. Дети со своими рисунками становятся в крут, каждый каким-либо способом изображает свой рисунок ("хвойные деревья" выглядят иначе, чем "лиственные"). Ведущий рассказывает историю леса, который жил своей жизнью, рос, животным в нем всегда была пища, люди приходили туда отдохнуть, но вот однажды: одни деревья начали гибнуть, потому что стали идти кислотные дожди (часть детей - "деревьев" ложится на землю); другие деревья начали гибнуть, потому что вблизи леса люди устроили свалку опасных отходов (другая часть детей - "деревьев" ложится на землю); иные деревья вырублены.

В результате всего этого (ведущий может назвать много причин - по числу детей) в лесу осталось мало деревьев. "Скажите, дети, что должны делать люди и животные?" Пусть дети поговорят о последствиях такого отношения к лесу, о том, что будет, если лес засохнет:

  • о кислороде, который дает нам лес;

  • о влаге, которую он задерживает;

  • о пище, которую лес дает людям и животным;

  • о тени;

  • о пыли, которую он поглощает;  

  • о том, что дети могут сделать для леса.

А в завершение пусть дети нарисуют лес таким, каким он был в начале игры. Рисунок выполняется на большом листе оберточной бумаги, на него же дети могут наклеить свои рисунки. И пусть не забудут нарисовать человека - улыбающегося и довольного - в чистом красивом лесу.

вверх

 

11. У НАС ЕСТЬ ДЕРЕВО

Место: клубное помещение, класс.

Материалы: цветная бумага, фломастеры, краски, ножницы, клей, большой лист оберточной бумаги, природные материалы (перышки, камешки, листики, веточки и др.), если есть, то и изготовленная детьми бумага из вторсырья.

На экскурсии, на природе дети могут собрать различные природные материалы. Затем из них вы можете с детьми изготовить наглядное пособие для класса в виде дерева, на котором обитают разные животные (барсук, белочка), птицы, а также насекомые-вредители (короеды, древоточцы). Нельзя забывать и о растениях, грибах и, разумеется, о том, что у дерева есть корни, а значит, и населяющие их организмы. На такое "дерево" можно приклеить "корзиночки" (например, в виде гнезда, дупла), куда во время игры дети будут вкладывать изображения животных, которые там обитают.

Когда дети научатся использовать литературу, пусть найдут животных, которые:

  • обитают в кроне дерева;

  • являются вредителями;

  • живут под корнями дерева;

  • питаются плодами или другими частями этого дерева.

На этом "дереве" можно отлично демонстрировать и взаимосвязи между организмами (симбиоз, микориза, хищник- жертва, продуцирование О2).

Дети будут постоянно задавать вам разные вопросы. Будьте готовы отвечать на них.

вверх

 

12. ПОЧЕМУ ГИБНУТ ЛЕСА?

Место: лес.

Материалы: цветная и белая бумага.

Понятия и взаимосвязи: кислотные дожди, имиссия, кис­лая почва, фильтры, выбросы в атмосферу, вымывание полез­ных веществ из почвы.

Мотивация: если вы идете по лесу и внимательно смотрите вокруг, то увидите, что не все деревья выглядят здоровыми: чересчур редкая хвоя, укороченные ветки или целые засохшие деревья. Главной причиной этого бедствия, которое оказывает влияние и на нашу жизнь (леса – это легкие земли), является загрязнение атмосферы. Оксид серы, оксиды азота (мох) и другие, попадая в атмосферу и соединяясь с дождем, туманом или снегом, образуют разбавленные кислоты, которые  повреждают деревья и не только и.    Это и есть так называемые кислотные осадки.

Игра: разделите детей на две команды в соотношении 2 : 1, большая команда будет представлять оксиды серы и азота, которые в случае дождя на определенной территории наносят вред природе. Вторая команда будет представлять защитников окружающей среды, их задача - монтаж фильтров, улавливающих вредные вещества. кислотный дождь повреждает деревья – "оксиды" стараются завязать вокруг ствола дерева  цветную   бумагу. дерево, на которое привязаны три такие бумажки, "умирает". А если "защитник природы" поймает "оксид", то он ставит на него "фильтр", т. е. белую бумажку, и "оксид" становится безвредным (выходит из игры). На игру отводится определенное время, затем подсчитывают количество засохших и поврежденных деревьев, оценивают активность их защитников. Побеседуйте с детьми о воздействии кислотных дождей и о важности каждого дерева для жизни на земле. 

вверх

 

13. РАСТИТЕЛЬНЫЕ "ЭТАЖИ" (ЯРУСЫ)

Место: клубное помещение, класс, лес.

Материалы: изображение лесных ярусов (на плотной бумаге), карточки с изображениями животных, бумага, цветные ка­рандаши,

Понятия и взаимосвязи: растительные ярусы, пищевая цепь, "жилища" животных.

Мотивация: поговорим с детьми о том, какие растения они могут увидеть в лесу, чем они различаются (высотой, цветом и т.д.) и каково их значение для леса. Пусть дети расскажут о том, каких зверюшек и где можно найти в лесу (под скалой, на дереве),

Задание: определить, на каком растительном ярусе обитает данное животное, на каком охотится и т.д.

Игра: ведущий заранее готовит картинки с изображениями животных. Дети рассаживаются вокруг листа плотной бумаги с изображением лесных ярусов, и ведущий по одной показывает им картинки. Тот, кто первым правильно назовет ярус, на кото­ром обитает данное животное, получает очко и имеет право положить картинку на данный ярус. Если ребенок правильно на­зовет и животное, он получает еще одно очко. Побеждает тот, кто заработал больше всех очков.

Варианты:

  • не только разместить изображения животных по растительным ярусам, но и привести хотя бы один пример жертвы и один пример хищника;

  • ведущий готовит изображения животных определенной пищевой цепи (или нескольких цепей).

Задача игроков - правильно составить пищевую цепь и указать стрелками взаимосвязь между животными.

 

вверх

 

 

© Сахалинская областная общественная организация Клуб "БУМЕРАНГ", 2006 год

© Эколого-просветительская лаборатория "РОСТКИ", составление